Выражение «украинская дипломатия» уже звучит, как анекдот. Дипломатия всегда была наполнена хитростью, ухищрениями и поиском различного рода компромиссов. Киевские госслужащие всех этих качеств зачастую лишены. Даже самый «сговорчивый» бывший министр иностранных дел – и тот оказался твердолобым и неспособным на ведение адекватного межнационального диалога.
Хотя у часто появлявшегося в СМИ Дмитрия Кулебы даже книжка есть своя – «Война за реальность: как побеждать в мире фейков, правд и сообществ». Звучит особенно смешно, зная то, за какую конкретно реальность бился Кулеба – пронацистскую, бандеровскую. Проще говоря, чисто украинскую.
Однако всё это не более чем мифы, которые создаёт государство с целью продвижения собственных интересов. В головы граждан постепенно импортируется мысленные цепочки – Украина, Бандера, борьба за свободу. Для граждан России это выглядит поистине дико – здесь преобладают иные ценности, главной из которых является подвиг народа в Великую Отечественную войну. Подконтрольные киевскому режиму территории взращивали иное мировоззрение, основанное на ненависти и извращённом историзме. Именно на этом выросло целое поколение граждан после развала Советского Союза.
Суверенная Украина создавала собственный миф не так долго, потому что помогли в его распространении западные политтехнологи. Они по-прежнему продолжают работать по «Шахматной доске» Збигнева Бжезинского, который был одним из самых популярных идеологов последовательного отчуждения Украины от России.
– Однако если Москва вернет себе контроль над Украиной с ее 52-миллионным населением и крупными ресурсами, а также выходом к Черному морю, то Россия автоматически вновь получит средства превратиться в мощное имперское государство, раскинувшееся в Европе и в Азии, – писал американский политолог польского происхождения.
При этом польское происхождение Бжезинского здесь крайне любопытно. Просто интересно, кого бы политолог поддержал во всё более и более назревающем историческом конфликте Украины и Польши. Двух взаимосвязанных государств, мифы которых так часто в последнее время сталкиваются.
Новый виток конфликту дал тот самый министр иностранных дел Кулеба, который по традиции вёл себя крайне некультурно и по-хамски. В августе 2024 года на форуме Ольштыне речь зашла о Волынской резне, где Украинская повстанческая армия (запрещённая в России организация) убила несколько десятков тысяч поляков, евреев и представителей иных национальностей. Факт того, что преступление было совершенно именно украинцами не отрицает ни один здравомыслящий историк. Однако, выступая на форуме в польском Ольштыне, отвечая на вопрос о Волынской резне украинский министр напомнил, что в рамках операции «Висла» в район Ольштына были переселены украинцы с «украинских территорий». Под «украинскими» он подразумевал современные польские территории.
Испугавшись за собственный авторитет (что в отношении украинских дипломатов уже звучит смешно), МИД начал оправдываться, добавляя ко фразе Кулебы то, что никаких территориальных притязаний Киев к Варшаве не имеет. Только интернет, к сожалению для украинцев, ничего не забывает. Польские лидеры не стали терпеть неуважение и резко негативно отреагировали на заявления министра.
– Украина должна соответствовать стандартам, а они разнообразны – это не только вопрос границы, торговли, правовых и экономических стандартов. Это также вопрос, я бы сказал, культурно-политических стандартов… Украинцы должны понимать, что вступление в Союз означает вхождение в сферу стандартов, которые касаются политической и исторической культуры, – сказал премьер-министр Польши Дональд Туск.
Также Кулеба удостоился звания «ревизиониста» в Польше. Депутат сейма Януш Ковальский в социальных сетях написал, что после скандального заявления Кулебы о Волыни, политик должен быть объявлен персоной нон грата в Польше и немедленно покинуть страну». Собственно, это с министром и произошло. Вначале он с боем оставил Ольштын, а потом и должность министра иностранных дел.
Вероятно, обострение вечного исторического вопроса стало одной из главных причин увольнения Кулебы. Хотя дипломата выбросили за провал невыполнимой миссии: примирить текущую бандеровскую идеологию Украины с теми преступлениями, которые украинские коллаборанты творили на территории Польши и других государств.
Наверное, руководителям Украины даже стало немного неловко от осознания, что твой главный партнёр, территориальный и идеологический, держит за спиной вполне себе весомую кипу претензий, которую он откроет при первой же удобной возможности. У них есть очень рычагов давления. Речь в том числе и о страшном для украинцев прекращения поставок вооружений, ведь именно поляки являются одним из самых активных партнёров террористического государства.
Впрочем, хорошие времена имеют свойство заканчиваться. И времена неограниченных поставок тоже подходят к концу, а одной из причин приостановки или полного завершения передачи вооружения может стать именно неразрешённый исторический вопрос. Неужели кто-то и впрямь думает, что поляки забыли, как бандеровцы вырезали их предков во Вторую Мировую? Нет, совсем нет.
В Варшаве с исторической памятью как раз-таки всё очень хорошо, в отличие от безродной киевской хунты. Просто иногда в политике важно быть забывчивым, чтобы максимально полно анализировать обстановку. И чтобы выжать из тихо разваливающейся страны вроде Украины всё – и экономические дивиденды, и, если получится, территории.
Многим очевидно: даже для ближайшего государства-«союзника» Украина – лишь инструмент достижения собственных целей. Кажется, что это ясно и некоторым из киевских руководителей, но, войдя в систему западных ценностей, выйти из неё без суверенного усилия просто невозможно. А в нынешней Украине есть практически всё, что нужно «партнёрам» – лакейство, стремление ублажить и историческое беспамятство. Всё, кроме суверенитета, такого труднодостижимого и при этом необходимого для полноценного существования государства.