Дети дождя видят мир по-другому

Кто такие дети дождя? Так стали называть детей с аутизмом после выхода на экраны американского фильма «Человек дождя». У этих детей совершенно другое восприятие окружающего мира, они нуждаются в особенном подходе к воспитанию и обучению. О том, как занимаются с ними в Тбилисском реабилитационном центре, – в нашем интервью с директором центра Ольгой Макаровой.

– Ольга Павловна, давайте начнем с того, что такое аутизм и в чем он выражается.

– На сегодняшний день аутизм рассматривается как определенное расстройство развития нервной системы. Причины его возникновения до конца не выявлены. Выражается аутизм в снижении контактов ребенка со взрослыми и  сверстниками и проявляется в его «погружении» в собственный мир.

Основными клиническими признаками аутизма являются трудности в общении с окружающими, побочные реакции на сенсорные раздражители, нарушение развития речи, однотипность поведения и нарушение социального взаимодействия. Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Стремление к ритуалам, к стереотипному поведению и движениям – своеобразная защита аутичного ребенка, который видит угрозу в окружающем его мире.

По данным Министерства здравоохранения РФ, распространенность расстройств аутистического спектра близка к 1%. Таким образом, в нашем регионе проживает примерно 56000 человек с аутизмом, а диагностировано всего 1687 человек. Официально в нашей стране диагноз «аутизм» может поставить детский психиатр ребенку после трех лет. Но зачастую родители обращаются к неврологу, психологу, дефектологу или нейропсихологу, специализирующимся в данной области, гораздо раньше, и уже к двум годам ставится предварительный диагноз.

– В последние годы одним из приоритетных направлений  работы Министерства труда и социального развития Краснодарского края является оказание комплексной помощи детям с расстройством аутистического спектра, а также своевременное социальное и психолого-педагогическое сопровождение таких детей. Как в этом направлении работает ваш центр?

– Мы работаем с такими детьми уже более 3 лет. А вообще в крае действуют 24 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывающих помощь детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.

Как правило, родители «особого» ребенка больше всего заинтересованы в его развитии и обычно проводят с ним большую часть времени. Но часто им трудно определить, что в данный момент важнее для развития их ребенка: выучить буквы или научить есть ложкой, готовить обед вместе с мамой или играть в это время в развивающую игру. И задача специалистов реабилитационного центра — помочь родителям сориентироваться в актуальном состоянии ребенка, чтобы создать дома стимулирующую обстановку.

В нашем центре дети с РАС имеют возможность пройти полный курс 21-дневной  социальной медико-психолого-педагогической реабилитации до трех раз в год. С целью непрерывности реабилитационных мероприятий ежемесячно дети и их родители посещают дополнительные группы психолого-педагогического сопровождения семей и детей с расстройством аутистического спектра, где в течение одной недели для них проводятся занятия и консультации социальным педагогом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, инструктором по труду.

Для раскрытия творческого потенциала, обогащения кругозора и привития навыков самостоятельной работы дети посещают кружки по интересам «Фантазеры», «Аппликация», «Тестопластика», «Бисероплетение» и «Оригами». Социализации и интеграции детей в общество способствуют социально значимые мероприятия.

Для повышения родительской компетентности, эффективного взаимодействия семьи и специалистов центра в учреждении каждый первый четверг месяца работает клуб «Мы вместе».

С родителями проводится информационно-просветительская работа. Педагогами учреждения разрабатываются и распространяются буклеты, памятки, листовки с рекомендациями по развитию, воспитанию и обучению детей с РАС: «Применение тренажеров при расстройстве аутистического спектра», «Развитие когнитивных функций: применение ТЕАССН технологий в развитии детей с РАС».

Большое внимание уделяется повышению уровня профессиональной компетентности специалистов учреждения, проводятся методические учебы для сотрудников центра: «Создание предметно-развивающей среды для аутичного ребенка», «Формирование и развитие коммуникативных  навыков и речи у детей с РАС».

Специалисты учреждения прошли курсы повышения квалификации,  принимают участие в краевых межведомственных семинарах по вопросам комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, делятся с коллегами других центров опытом комплексной помощи детям с расстройством аутистического спектра.

Ежеквартально проводятся  межведомственные круглые столы «Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в интересах семей, воспитывающих детей с РАС», «Разные виды терапии в работе с аутичными детьми».

Большое значение для развития системы комплексного сопровождения и образования лиц с расстройством аутистического спектра имеет межведомственное взаимодействие специалистов центра с учреждениями здравоохранения и образования.

Дети дождя особенно чувствительны к нашим ожиданиям, и поэтому, чтобы достичь хороших результатов, с самого начала нужно работать вместе, рассчитывая на лучшее.

– Куда можно обратиться за более подробной информацией родителям, которых заинтересовала эта тема?

– К нам в центр. Наш адрес: станица Тбилисская,  улица Октябрьская,  298 А. Можно позвонить по телефону 2-36-08, сайт учреждения: tbilisskiy-rc.ru.

– Большое спасибо за интервью.

Предыдущая статьяХирург от Бога
Следующая статьяВ Тбилисской установили еще одну башню
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.