Традиционный труд мастеров в современном «пластмассовом» мире востребован

Востребован ли традиционный труд мастеров в современном «пластмассовом» мире? Мы побывали в гостях у резчика по дереву Вячеслава Крижановского, чтобы получить  ответ на этот вопрос.

В магазинах, на рынках, в онлайн-каталогах сплошь похожие друг на друга вещи. Проходишь вдоль полок какого-нибудь хозяйственного магазина и читаешь название на ярлыке: «Кашпо коричневое, 30 см. Воронеж». И можешь быть уверен, что прямо сейчас, в этот самый момент, точно такое же воронежское кашпо изучает несколько человек в самых разных городах.

Уникальные вещи снова в моде

Давным-давно свершившаяся промышленная революция  сделала возможным создание таких машин, которые без особых усилий производят большое количество одинаковых предметов за один рабочий день.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо: массовые вещи практичны и доступны. Нет необходимости искать гончара в соседнем районе и ждать, пока он изготовит внезапно понадобившееся кашпо для любимой бабушкиной герани. Но с другой стороны, жилища, наполненные штампованными, одинаковыми предметами, теряют свою индивидуальность.

В последнее время все активнее возрождается интерес к предметам обихода ручной работы. Не так давно наша газета уже писала об искусном столяре Юрии Кравченко. Теперь же хочется рассказать о другом мастере — Вячеславе Крижановском. Его стезя — художественная резьба по дереву.

И работа, и увлечение

В центре небольшой мастерской Вячеслава находятся «помощники» ремесленников двадцать первого века. Это станки со знакомой уже почти всем аббревиатурой ЧПУ — числовым программным управлением. Вдоль стен — полки с разными коробками, емкостями, инструментами. Все наполнение мастерской гармонично сочетается друг с другом, даже «древесного» цвета кот и свитер мастера.

— Серьезно резьбой по дереву увлекся не так давно, — рассказывает Вячеслав. — Долго трудился на местном сахарном заводе, потом отделочными работами занимался. Но сколько себя помню, всегда было интересно работать именно с деревом.

— На трудах в школе была резьба по дереву?

— Нет, ничего такого не помню. И в школах художественных не учился, — смеется Вячеслав. — Почти все станки и инструменты изготовлены самостоятельно. Станки с ЧПУ во много раз упрощают работу с мелкими деталями. Когда только начинал, все вручную делал, и очень много времени уходило.

На экране смартфона Вячеслав показывает свою первую резную дверь:

— А вот это делал, еще когда в квартире жили. Купил самую простую деревянную дверь и по вечерам по чуть-чуть вырезал узоры.

— Сколько уходит на изготовление одной работы?

— Небольшую икону, например, можно изготовить за три дня. Из этого времени работа непосредственно станка — не больше пяти часов. Если это резная дверь, то около двух недель занимает изготовление, там все вручную приходится делать.

— Какие материалы используете?

— Зависит от цели. Сосну использую для изготовления нард. У нее текстура характерная, хотя древесина и мягкая. В иконах много мелких деталей, поэтому нужны дуб или бук — они тверже. А если дверь, то лиственница. Вроде как компромиссный материал — и текстура есть, и древесина не такая мягкая.

О коллегах и клиентах

— У вас есть знакомые мастера, с которыми вы обмениваетесь опытом?

— Почти никого нет. Все приходилось изучать самому. Но вот недавно совершенно случайно узнал, что буквально на соседней улице живет мастер по выжиганию по дереву Александр Герасимов. Сейчас кооперируем усилия, один из станков, например, вместе собирали.

— Ощутимый ли доход все это приносит?

— Еще не тот уровень, чтобы говорить о значительных доходах, — улыбается мастер. — Основной  — это «столярка», а резьба — дополнительный. Хотя бывают и большие заказы. Мы в краснодарской выставке «Кубанская ярмарка» участвуем — очень помогает повысить популярность.

— Какие заказы в основном? И заказчики?

— Заказчики богатые, — смеется Вячеслав. – Работа уж очень трудоемкая. Обычно показывают образцы и просят что-то подобное. Русская тематика очень популярна: узоры, животные, иконы. Заранее и для души делаю в основном нарды, их часто для подарка покупают.

Вячеслав Крижановский — прекрасный пример настоящего русского умельца и ремесленника, который, помимо увлечения и заработка для себя, вносит лепту в возрождение традиционных ремесел в целом. Хочется пожелать ему продолжать совершенствоваться в любимом деле и никогда не сидеть без заказов.

Предыдущая статьяБольница получила новое оборудование
Следующая статьяПо фактам нарушений миграционного законодательства звоните на горячую линию
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.