Официально праздник ЮНЕСКО утвердила 15 ноября 1999 года, а впервые он прошел 21 марта 2000 года.
В этот день талантливым авторам присуждают награды, вручают премии. Проводятся литературные чтения, устраиваются презентации книг, поэтические вечера. Любители поэзии на этих мероприятиях делятся впечатлениями от произведений, декламируют стихотворения, обсуждают новые стихи. Сегодня уместно вспомнить, как говорится, историю вопроса и поздравить всех любителей поэзии и авторов стихов с праздником.
Античная поэзия
Первой поэтессой в истории человечества считается аккадская принцесса Энхедуанна (Древняя Месопотамия), которая жила в XXIII веке до нашей эры. Она является автором 53-х сохранившихся гимнов богам, победам ее отца. Именно эти гимны являются одними из старейших примеров поэзии в истории человечества.
Затем история упоминает знаменитую древнегреческую поэтессу Сафо (VII век до нашей эры) – уроженку острова Лесбос, которая прославилась своей любовной лирикой. Классикой античной поэзии считается творчество древнегреческого поэта-сказателя Гомера – автора бессмертных «Илиады» и «Одиссеи». А для всех последующих эпох лучшим поэтом античности стал римлянин Публий Вергилий, который затмил древних греков, написав поэмы «Буколики» («Пастушечьи стихи», в ней он предсказал рождение Иисуса Христа), «Георгики» («Земледельческие стихи») и « Энеиду» (историко-мифологический сюжет о римской праистории, главный труд его жизни, сюжет построен по аналогии «Одиссеи» и «Илиады» Гомера). Его творчество стало определяющим для развития всей латинской поэзии.
Падение Древнего Рима от рук варваров в конце V века положило начало средневековью – одному из мрачных периодов – и забвению античной культуры, в том числе и поэзии.
Ренессанс
Но тьма средневековья сменилась Ренессансом, когда в вначале XIV века человечество, преодолев религиозное мракобесие, вступило в период Возрождения античной культуры, в том числе и поэзии. Зародился Ренессанс в Италии, а затем распространился по всей Европе.
Началом возрождения поэзии считается творчество флорентийца Данте Алигьери – автора мирового шедевра «Божественная комедия».
Свою лепту в Ренессанс внес и итальянец Франческо Петрарка, увековечив в стихах возлюбленную Лауру. Однако поэтической глыбой Ренессанса является англичанин Уильям Шекспир, сонеты и пьесы которого волнуют и современного читателя. Трагедии Шекспира «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Макбет», «Король Лир» являются классикой всех времен и народов.
Было бы несправедливым не упомянуть восточную поэзию средних веков, а именно знаменитые рубаи Омара Хайяма («Один припев у мудрости моей: / «Жизнь коротка, так дай же волю ей! / Умно бывает подстригать деревья, / Но обкорнать себя – куда глупей!»), философские двустрочные стихи Фарида («Фарид! Не попирай земли надменною стопой! / Пока ты жив – она внизу, а умер – над тобой»), любовную лирику Алишера Навои («Сверкнула в темноте ночной / Краса ее чела – свеча, / И словно солнце вдруг взошло / Светлее звезд была свеча!»).
Особое место в истории мировой поэзии занимают японские миниатюры – хокку и танка. Главную роль в развитии этого жанра сыграл Мацуо Басе, стихи которого до сих пор восхищают любителей поэзии. Три столетия человечество впечатляет хокку Осима Рета: «Осенняя луна. / О, если б вновь родиться / Сосною на горе!».
Романтизм
Ренессанс в культуре сменяет эпоха романтизма, зародившегося в Европе, славные представители которого открыли начальную страницу в современной поэзии.
Это немецкий классик Фридрих Шиллер, его соотечественник Генрих Гейне и гениальный англичанин Джордж Гордон Байрон (его описание штурма русской армией турецкой крепости Измаила в поэме «Дон Жуан», по мнению историков, является самым достоверным).
Золотая Пушкинская пора
В Россию современная поэзия пришла позже, но, по предсказанию великого Михаила Ломоносова, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать», она сразу открылась золотым веком Андрея Жуковского, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Федора Тютчева, Афанасия Фета и других создавших славу русской поэзии. Их имена и произведения знает каждый русский человек. XIX век в России принято называть золотой Пушкинской порой русской культуры.
Серебряный век
Эстафету золотой Пушкинской эпохи в России подхватывают неординарные поэты серебряного века во главе с «отцом русского символизма» Валерием Брюсовым под влиянием философских идей Владимира Соловьева. Как сказал Александр Блок: «Соловьевым мы таинственно крещены». У истоков символизма стояли поэты Дмитрий Мережковский с супругой Зинаидой Гиппиус, Федор Сологуб, Константин Бальмонт.
Русский символизм, возникший на грани XIX и XX веков стал не только ведущим направлением в поэзии, но и уникальным явлением в литературе и общественной жизни. В этом литературном направлении не было ни единой концепции, школы, ни единого стиля. Также сегодня в научной литературе нет четкого разграничения понятий: символизм, декаданс, модернизм, авангардизм. И все-таки в этой пестрой палитре взглядов и направлений рождались грандиозные поэтические произведения, авторами которых, помимо упомянутых, были Александр Блок (поэма «Двенадцать»), Владимир Маяковский (футуристические стихи, революционно-патриотические поэмы), Сергей Есенин (русская лирика), Осип Мандельштам («Сумерки свободы», «Ленинград», «Эпиграмма на Сталина»: «Его толстые пальцы, как черви, жирны / И слова, как пудовые гири, верны, / Тараканьи смеются усища / И сияют его голенища»), Марина Цветаева (гражданская и любовная лирика), великая Анна Ахматова (автобиографичная и любовная лирика) и другие.
Военная поэзия
Представители серебряного века составили славу молодой советской поэзии, которую продолжили поэты Великой Отечественной войны. Творческий патриотизм Константина Симонова («Жди меня, и я вернусь»), Эдуарда Асадова («Всегда в бою»), Константина Ваншенкина («Трус притворился храбрым на войне»), Александра Твардовского («Василий Теркин») и других не имеет равных в мировой поэзии.
Военные песни на стихи Михаила Лебедева-Кумача («Священная война»), Алексея Фатьянова («Соловьи, не тревожьте солдат»), Михаила Исаковского («Катюша», «В лесу прифронтовом»), Никиты Богословского («Темная ночь»), Якова Галицкого («Синий платочек») внесли свой неоценимый вклад в общую Победу над фашизмом. Благодарное человечество до сих пор поет эти песни на разных языках мира. Но не только военные, но и песни мирного времени написаны на чудесные стихи советских поэтов Михаила Матусовского («Подмосковные вечера»), Андрея Дементьева («Лебединая верность»), Леонида Дербенева («Три белых коня»), Николая Доризо («Огней так много золотых») и многих других. Они стали народными.
Шестидесятники
В послевоенное время – в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века – на волне «хрущевской оттепели» в советской поэзии возникло уникальное явление под названием поэты-шестидесятники: Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава и другие. На их вечера в Политехническом музее невозможно было попасть – постоянные аншлаги. Это был апогей популярности советской поэзии. Возле памятника Пушкину в Москве по вечерам молодежь читала стихи.
Из компании шестидесятников отдельной строкой необходимо выделить «нерукопожатного» для властей поэта и актера Владимира Высоцкого, ставшего уникальным явлением в русской культуре, чья востребованность и популярность не снижается вот уже более 40 лет после ухода из жизни: его песни поют известные артисты и молодежь, слушают люди всех поколений. В этом он превзошел своих друзей-шестидесятников.
А поэты-шестидесятники, отработав свое время, постепенно исчерпали потенциал и физически ушли из поэзии, популярность которой со временем снижалась. Последний из «могикан» – Евгений Евтушенко – ушел из жизни в 2017 году и похоронен в США, где проживал в постсоветское время, как бы символизируя конец советской поэзии.
Что дальше?
После шестидесятников в современной России никого впечатляющего и уникального из поэтов не появилось. Разве только наш земляк – кубанец из Кореновска Николай Зиновьев, гражданская и философская лирика которого современна и злободневна: «Меня учили: люди – братья, / И ты им верь всегда, везде. / Я вскинул руки для объятья / И оказался на кресте. / Но с этих пор об этом «чуде» / Стараюсь все-таки забыть. / Ведь как ни злы, ни лживы люди, / Мне больше некого любить».
Но даже его мощный талант не может перебороть общую тенденцию снижения популярности поэзии: стихи исчезли с телеэкранов, для книгоиздателей они оказались неприбыльными. Стихи печатают только «толстые журналы» в традиционных рубриках «Поэзия», но шедевров я там не обнаружил. Получается, что поэзия залегла на провинциальное дно, но будем надеяться, не навсегда. Недаром говорится, что Россия возродится с провинции, а с ней и поэзия…