Фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» был впервые показан в Париже 28 декабря 1895 года. Эта дата и стала Международным днем кино – праздником кинематографистов и любителей кино по всему миру.
Фильм вызвал настоящую панику среди зрителей: они вскакивали с мест и убегали из зала, думая, что приближающийся на экране поезд раздавит их. Так началась эра мирового кино.

Из-за острова на стрежень
Это удивительное искусство в истории человечества буквально в считанные годы завоевало цивилизованный мир, в том числе и Россию, где в Санкт-Петербурге 16 мая 1896 года братья Люмьер показали свои фильмы, а в октябре 1908 года состоялась премьера семиминутного фильма режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень».
С тех пор кинематограф прошел огромный путь от великого немого к звуковому, от черно-белого к цветному, от натурных съемок к компьютерной графике, от пленочного до цифрового. И конца совершенствованию не видно.
Российское кино развивалось небывалыми темпами благодаря таким звездам, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский и другие.
Советская власть сразу поняла значимость кино в идеологической работе с населением. Ленин провозгласил, что «из всех искусств важнейшим для нас является кино».
Это стало руководством к действию: была создана первая в СССР кинофабрика «Госкино», где режиссером Сергеем Эйзенштейном в 1925 году был снят немой исторический фильм «Броненосец Потемкин», неоднократно признававшийся лучшим фильмом всех времен и народов. Таким образом, советское кино сразу же вошло в историю мирового немого кино, в котором в то время блистали американцы Роско Арбакл, Чарли Чаплин и другие, а в Германии – русская актриса, она же советская разведчица Ольга Чехова.

Звук пошел
На смену немому кино пришло звуковое, в котором советские фильмы не уступали зарубежным: довоенные «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Чапаев», «Трактористы», послевоенные «Свадьба с приданым», «Кубанские казаки», «Баллада о солдате», «Летят журавли» и многие другие, выпущенные до лихих 90-х годов, триумфально шествовали по экранам страны, становясь поистине народными. Как правило, песни из фильмов уже на следующий день распевал весь народ. Кинорежиссеры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Сергей и Георгий Васильевы, Михаил Роом, Иван Пырьев, Сергей Герасимов, Григорий Чухрай, Сергей Бондарчук, Владимир Меньшов были известны во всем мире. Открытки с портретами звезд советского кино (их всех не перечислить) миллионными тиражами продавались в киосках «Союзпечать», пополняя коллекции поклонников. Советские фильмы достойно представлялись на международных кинофестивалях. Этот феномен сохранялся долгие годы, несмотря на периодические атаки зарубежных фильмов. Наши киноленты успешно выдержали конкуренцию с нашествием индийского, французского, итальянского кино, а с американским Голливудом борьба продолжалась вплоть до 24 февраля 2022 года, когда последний ушел из России.

«Облико морале»
Закупаемые зарубежные фильмы проходили строжайшую цензуру, оберегая «облико морале» советского зрителя, однако случались «пробои», свидетелем которых мне довелось быть.
Нам, учащимся тбилисской первой школы, повезло: школа находилась рядом с кинотеатром «Заря», и однажды мы посмотрели на дневном сеансе «Великолепную семерку» в первый день показа. Все были в восторге от американского вестерна, рассказали друзьям, но им посмотреть не удалось. На следующий день фильм по распоряжению райкома партии сняли с проката. Идеологам он показался слишком жестоким.
Аналогичный случай произошел с итальянским фильмом «Дамы и господа». В городе Харькове, где я тогда учился в институте, его показывали один день. Властям он показался распущенным, а в СССР, как известно, «секса не было». Прошло время, эти киноленты в годы перестройки вернулись на советский экран. «Великолепная семерка» оказалась классическим мировым вестерном, в котором добро побеждает зло, а «Дамы и господа» – тремя киноновеллами с легким эротическим юмором. Их советский зритель ждал двадцать лет.
В перестроечные 80-е и лихие 90-е на российский кинорынок массово хлынули зарубежные фильмы, Голливуд затмил российское кино. Талантливые фильмы Андрея Кончаловского, Александра Сокурова, Павла Лунгина, Алексея Германа и немногих других выглядели единичными островками в зарубежном море кино.

Как завлечь зрителей?
А как же обстоят дела в современном кино, как оно конкурирует с телевидением, какие проблемы и какое будущее у кинотеатров?
Я встретился с директором единственного в нашем районе кинодосугового центра «Юбилейный» Андреем Аскольским и вместе с ним совершил ознакомительную экскурсию по кинотеатру. Обратил внимание на то, что заведение работает с 8 до 3 часов без перерыва и выходных. Фильмы можно смотреть в большом и малом залах, оборудованных современными зрительными креслами. Интерьеры выполнены из современных материалов. Поражают исключительная чистота и комфорт всех помещений, а в зрительных залах – отличная акустика. Кстати, отметил для себя, что интерьер нашего кинотеатра по красоте превосходит интерьеры советских в крупных городах, где мне довелось побывать: в Киеве, Ереване, Новосибирске, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском.
По ходу экскурсии Андрей Иванович рассказывает:
– Показ современного кино – мероприятие дорогостоящее. В работе используется новейшее цифровое оборудование стоимостью свыше 10 миллионов рублей. На ремонт зрительных залов, вестибюля и подсобных помещений израсходован не один миллион. И все это для того, чтобы привлечь зрителей в наш кинотеатр. Дела шли неплохо до марта 2022 года, то есть до ввода антироссийских санкций. С марта из российского кинопроката ушли голливудские киностудии, которые давали до 80% выручки. Посещаемость кинотеатров в среднем по России упала в четыре раза, так же и в нашем кинотеатре. Российские фильмы, к сожалению, пока не могут восполнить эти финансовые потери.

Когда наполнится зал?
Пока мы совершали экскурсию, в 10 часов начался первый сеанс, однако в зале я никого из зрителей не обнаружил. Как оказалось, на этот сеанс купили билеты только два подростка, но они пока пошли в магазин за сладостями. Как объяснил Андрей Иванович, кино будут показывать даже для одного зрителя. Одним словом, предложение превышает спрос. Таковы реалии нашего сегодняшнего кинопроката.
– Государство понимает актуальность ситуации, – продолжает Андрей Иванович, – и принимает соответствующие меры: введен в действие проект «Пушкинская карта», который оплачивает для молодежи посещение отечественных фильмов, увеличено финансирование их производства, однако эти меры пока не принесли желаемого результата. Местный бюджет продолжает дотировать работу нашего кинотеатра.
Каково же будущее российского кино? Хочется надеяться, что вернется золотое время советского кино, но для этого, помимо красивых кинотеатров, должны быть красивые фильмы, а это уже задача сценаристов и кинорежиссеров. Пока в кинотеатре для зрителя не станет интереснее и комфортнее, чем дома, на диване, успеха, на мой взгляд, нам не добиться.
Но я думаю, что на этом песня не кончается. И не такое проходили. Кино было, есть и будет. Сейчас для отечественного кино не самые лучшие времена, но оно пробьется сквозь телевизионные тернии. Залогом тому станут новые технологии, новые сценарии, режиссеры и, как результат, интересные фильмы. И конечно же, новые зрители.

В чем феномен советского кино?

С этим вопросом я обратился к жителям Тбилисской Александру Александровичу Ищенко и Алексею Максимовичу Ильинову, который в 80-х годах руководил районными киносетями.

Александр Александрович Ищенко:
– Я много лет проработал в «Тбилисских киносетях»: сначала на грузовом автомобиле ГАЗ-51 развозил фильмы по киноточкам, а затем, сдав экстерном экзамен на киномеханика, стал еще и «крутить» узкопленочные фильмы. Их мы два раза в неделю получали из Краснодара и развозили по району. Я показывал кино в пионерских лагерях, на молочно-товарных фермах и предприятиях прямо под открытым небом. Со мной на демонстрацию фильмов часто ездили лекторы из общества «Знание», которые перед сеансом читали лекции о международном положении.
Надо сказать, что все новые фильмы дублировались на узкой пленке, так что сельские зрители смотрели современное кино.
Помню, что особым успехом пользовались фильмы о войне: «Бабье царство», «А зори здесь тихие» и другие и, конечно же, кинокомедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова. Детям показывали веселые и добрые мультфильмы, а также военные киноленты. Проблем с посещаемостью не было, наоборот, часто не хватало мест.

Алексей Максимович Ильинов:
– Было такое государственное предприятие, которое играло важнейшую роль в идеологическом воспитании народа, обеспечивая прокат фильмов на территории района. Его работу курировала секретарь райкома партии по идеологии Галина Леонтьевна Сидоренко, именно она меня уговорила на должность директора. Я, тогда молодой коммунист, студент-заочник, передовой бригадир электриков, секретарь комитета комсомола «Сельхозтехники», соответствовал непростым требованиям для «бойца идеологического фронта». На такой должности обязательно должен был находиться коммунист.
В районе было 32 киноточки, в том числе только три кинотеатра, остальные точки размещались в сельских клубах. На полевые станы, в молочно-товарные фермы, пионерские лагеря выезжала кинопередвижка. Кино было очень популярно, телевидение еще не было массовым, это был золотой век кино. Билет на фильм стоил 20 копеек, но за счет массовости киномеханики перевыполняли кассовый план, зарабатывая приличные по тем временам деньги. Их ежемесячные премии, как и других работников киносети, превышали должностной оклад. Профессия киномеханика была престижной. Кассовый сбор обеспечивали популярные советские фильмы «Калина красная», «Трактир на Пятницкой», «Офицеры» и другие. Красной нитью через все фильмы проходила военно-патриотическая тема: военные фильмы прошлых лет – от «Чапаева» до «Освобождения» – демонстрировались неоднократно. Одним словом, затраты на производство фильмов окупались, это была прибыльная отрасль народного хозяйства. А роль в идеологическом и культурном воспитании общества невозможно переоценить.
Популярны были фильмы индийские и производства социалистических стран, редко приходили французские и итальянские, но Марчелло Мастроянни, Клаудию Кардинале, Брижит Бардо, Джину Лоллобриджиду, Марину Влади, Жана Маре, Луи де Фюнеса знали все. Особым успехом пользовались фильмы про индейцев производства ГДР с югославским актером Гойко Митичем в главной роли, французский «Фантомас» с Жаном Маре и Луи де Фюнесом.
Помимо государственных киносетей, кино показывали еще профсоюзы – в клубах сахзавода, зерносовхоза «Кропоткинский», колхоза имени Шевченко. А каждый четверг на железнодорожную станцию «Гречишкино» приезжал вагон-клуб, который тоже «крутил» фильмы. Телевидение тогда еще не было массовым, так что всем «киношникам» работы хватало.

  • К сведению
    В новогодние праздники в кинотеатре «Юбилейный» можно посмотреть «Непослушник 2», «Мира», «Чук и Гек. Большое приключение», «Бывшие. Happy end», «Маша и Медведь в кино: 12 месяцев», «Щелкунчик и волшебная флейта», «Чебурашка», «Ёлки-иголки» и другие премьеры.