Господдержка помогает осуществлять прорывные проекты

Ольга Лукашева считает, что сейчас время для сильных и активных инновационных людей / Фото Ивана Журавлева

Исполнительный директор Фонда развития инноваций Краснодарского края Ольга Лукашева рассказала, почему сейчас – самое лучшее время для воплощения своих идей и проектов.

Всех захватила «Воронка»

– Ольга Викторовна, что сегодня происходит в среде инноваторов?

– Начиная с февраля нынешнего года (с введением жестких санкций) у некоторых людей бытовало такое мнение: все временно, и скоро технологические и бизнес-процессы вернутся в прежние форматы и темп. Как раньше, уже не будет. Формируется новая реальность. И именно сейчас пришло время для инновационного прорыва.

– Вы имеете в виду систему импортозамещения?

– Мы можем и должны формировать уже не просто базу импортозамещения ушедших технологий, а создавать основу технологической независимости от таких процессов. Свой технологический суверенитет. Это время для сильных, активных, инновационных людей. Собрать таких, которые смогут дать этот прорыв, – наша задача. И мы ее успешно реализуем.
Нам в последние несколько месяцев стали чаще приходить запросы от бизнеса. У одних предприятий прервались технологические производственные цепочки из-за отсутствия, например, какого-то элемента, закупавшегося раньше за границей. Другие, наоборот, хотят внедрить свою разработку, но не знают как. А мы объединяем и тех, и других.

– Меняется ли мышление этих людей?

– Еще как! Предположим, производителю остро нужен какой-нибудь датчик сенсора. И он понимает, что теперь этот прибор будет делать сам. Приходит к нам и говорит: «Мне нужен тот инноватор, который это придумает и сделает, потому что я потерял прежнюю поставку. Где можно найти такого Кулибина?».

– И вы находите?

– Вся наша система работы направлена на то, чтобы мы смогли подхватить инициативу, идущую от неравнодушных людей. Чтобы они не сидели по домам со своими разработками, а активно их внедряли в производство. Оно сейчас остро в этом нуждается. Сегодня у нас есть возможность не просто импортозамещать, а импортоопережать какие-то процессы. И формировать свой технологический суверенитет. Это важно, чтобы было единое окно.
У нас начиная с весны нынешнего года в разы возросло число получателей услуг. Мы реализовали уникальный проект, аналогов которому нет в других регионах. Это «Воронка инновационных стартапов», комплексное мероприятие, которое мы провели совместно с департаментом инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства края.

– Что собой представляет эта «Воронка»?

– В «Воронку инновационных стартапов» были включены различные направления: «Индивидуальная инновационная инициатива», «Отраслевой запрос», «Акселерация участников проекта «Стартап как диплом»», различные хакатоны.
Результатом проекта стали реализованные эффективные форматы комплексной поддержки технологической бизнес-инициативы, формирование сообщества инноваторов региона и технологическое развитие различных отраслей экономики.
Более 90 стартапов завершили акселерационные программы в рамках «Воронки». Свыше 400 уникальных представителей малого и среднего бизнеса получили у нас услуги. Средний рост выручки по итогам акселерации – более чем в три раза! Свыше 50 стартапов, пришедших в акселерацию на стадии идеи, сделали свои первые продажи, а значит, инновационные решения были коммерциализированы.

Стартап как диплом? Это реально!

– Расскажите о проекте для выпускников вузов. Он массовый?

– Все больше студентов в него вовлекаются. Старт этой программе был дан губернатором Кубани Вениамином Кондратьевым.
Это проект по поддержке инноваций студентов. Программа позволяет им защитить выпускную квалификационную работу в виде реализованного инновационного бизнес-проекта.
Всего в ней участвовали 16 команд из разных вузов Кубани. Здесь запуск сложный, поэтому нужна акселерационная программа, в которой студенты участвовали несколько месяцев.

– Что показал этот проект для самих студентов?

– Что наука, которой ты занимаешься с первого курса, не заканчивается с получением диплома – вот что показывает проект. Что это может быть твоим бизнесом.

– И что, студенты прямо уже и бизнес открыли?

– Вот, например, в одном из кубанских вузов ребята исследовали полимеры. И сначала придумали проект – усовершенствовали шланги для оросительных систем на основе полимера. Сделали его более износостойким, эргономичным, более дешевым. Затем благодаря акселерационной программе нашего Фонда они нашли индустриального партнера, вышли на рынок и заработали свой первый миллион рублей. Ради таких проектов и стоит реализовывать этот формат!
В другом вузе даже вышли на международный рынок – на Ближний Восток – со своим проектом по цифровым аватарам. За время акселерации были получены предзаказы на миллионы рублей. Сейчас они пилотируют свои проекты в сфере недвижимости в Саудовской Аравии. В России у них тоже уже есть заказы.
Кстати, некоторые проекты потом дорабатываются, масштабируются. Мы не бросаем этих ребят, продолжаем с ними работать.
Являясь официальной площадкой для помощи в получении федеральных грантов, помогаем талантливым ребятам выйти на получение грантовых средств. У нас уже три проекта получили по миллиону рублей от Фонда развития инновваций.

Поле для взаимодействия

– Вы собираете у себя самых умных, продвинутых. Можно сказать, что Фонд фактически формирует интеллектуальную элиту для бизнеса?

– Мы скорее создаем некое кооперационное пространство между бизнесом, инноваторами, структурами поддержки, властью, вузами, наукой. Одно дело – когда у тебя просто есть идея, а другое – как с ней выйти в рынок.
Между этими двумя событиями порой имеется огромная пропасть. Наша задача – максимально объединить инноваторов и производственников. Примерно в половине муниципалитетов мы провели свои мероприятия – встречи, хакатоны, где инноваторы находят друг друга и продолжают взаимодействовать.

– Надо ли платить за ваши услуги?

– Вся наша работа – это форма государственной поддержки. И эта помощь для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, зарегистрированных в Краснодарском крае, бесплатна. Но! Если кто-то думает, что на 10 недель, в период акселерационной программы, ты бесплатно получаешь антикризисного директора, который за тебя сделает всю работу – это не так. Ты должен сам глубоко погрузиться в дело. Каждую неделю работать с трекером, который будет тебя направлять. Это и встречи с другими командами. Если ты полностью не готов погрузиться в учебу – лучше в нее не идти, не тратить зря время. Но если ты будешь учиться все 10 недель, то это не пройдет даром.
Вот у нас были примеры. Пришел человек на стадии идеи. Потом набрал команду. Работал с трекером. Благодаря акселератору нашел деньги на реализацию своей идеи. И создал мини-завод. Сегодня у него 60 партнеров. И достиг он этого прогресса всего за 10 недель!
Сейчас идет окрыление в среде инноваторов. Люди перестали ждать, что им принесут что-то на блюдечке с голубой каемочкой. И готовы сами работать, чтобы реализовать свою мечту. А сейчас – самое время для этого.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
В Фонде развития инноваций есть все формы взаимодействия.

Можно позвонить по телефону
горячей линии: 8 (861) 991-25-50.
Либо приехать в город Краснодар по адресу: улица Северная, 405,
4-й этаж, бизнес-центр «Аквариум».
Много информации на портале: innofund23.ru.

ЦИФРЫ
90 различных мероприятий,
в том числе 9 хакатонов и
9 акселерационных программ, прошли в рамках «Воронки инновационных стартапов».

КСТАТИ
В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития до 2030 года планируется уже в ближайшие два года создать до десяти промышленных парков и как минимум три промышленных технопарка. В крае было принято решение в соответствии с региональным антикризисным планом компенсировать резидентам технопарков до 50 процентов стоимости аренды. И таким образом сделать эту инфраструктуру доступной для малого и среднего бизнеса.

Светлана Соколова

Предыдущая статьяКраснодарский край 22 августа присоединится к празднованию Дня государственного флага
Следующая статьяРобоферма или санаторий для буренки
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.