Заслуженной наградой преподаватель русского языка и литературы Наталья Ивановна Новикова считает внимание и благодарность бывших учеников. Теперь она помогает уже их детям / фото инны сикорской

За плечами Натальи Новиковой, учителя русского языка и литературы, более 40 лет трудового стажа.


Профессия мечты
В детстве Наталья Ивановна мечтала связать свою жизнь с архитектурой, потом хотела стать специалистом в области международных отношений. Когда она училась во второй школе, ей нравились гуманитарные дисциплины, особенно история, культура и традиции разных народов, проводимые старшеклассниками уроки политинформации. Одного из старшеклассников – Сережу Громова – Наталья Ивановна помнит до сих пор. Молодой человек интересно выстраивал беседу, грамотно излагал свои мысли. После окончания школы он поступил в МГИМО.
Но больше всего она грезила профессией учителя начальных классов, так как очень любила детей. Вдобавок в сфере образования в семье уже сложилась целая династия: дядя Филипп Анисимович, мамин брат, который прошел всю Великую Отечественную войну, преподавал немецкий язык, его жена Клавдия Николаевна была учителем начальных классов, а родная старшая сестра Нина Ивановна Кукель – филолог по образованию.
Однако Наталья Ивановна побоялась сдавать математику и поступила на филологический факультет Армавирского государственного педагогического университета.
– Студенческие годы – это песня, которой нет конца, – рассказала Наталья Ивановна. – Я до сих пор общаюсь и встречаюсь с бывшими однокурсниками. Со своими 70-летними девчонками с удовольствием вспоминаем ту пору, любимых преподавателей, декана факультета Владимира Тимофеевича Сосновского, который позже стал ректором института. Вообще считаю, что нам довелось жить в хорошее время.

Рабочий момент: Наталья Ивановна Новикова вместе с сотрудниками Невельской воспитательной трудовой колонии для несовершеннолетних проводит беседу с воспитанниками / Фото из архива Натальи Ивановны Новиковой

Молодость ее – Белоруссия
По словам Натальи Ивановны, окончивших вуз студентов распределяли в Чечено-Ингушетию и Дагестан, а ей дали возможность трудоустроиться туда, куда она захочет, поскольку у нее был красный диплом. Она вернулась домой, в Тбилисскую, однако вакантного места учителя здесь не было. Август-месяц проработала в сельской школе станицы Алексее-Тенгинской, а в сентябре возможность преподавать молодому специалисту дала ее родная вторая школа.
– В работу погрузилась всеми фибрами души, – вспоминает учитель. – Вести русский язык и литературу дали в трех девятых классах и одном пятом. Через год личная жизнь позвала в Белоруссию, откуда родом был мой будущий муж. С Александром Николаевичем познакомились в Питере через дальних родственников. Тогда он был студентом физико-математического факультета Витебского пединститута, доучивался после армии. Я вынужденно оставила вторую школу и уехала к нему в поселок Езерище. Молодость моя прошла в Белоруссии.
Все эти годы Наталья Ивановна трудилась по специальности. Поначалу это была восьмилетняя сельская школа, которую запомнила на всю жизнь, так она ей понравилась: деревянное здание, теплая, уютная обстановка, замечательные люди и ученики. Здесь она проработала неполный учебный год и перешла на должность воспитателя в школу-интернат для слабовидящих детей, где педагогом начальных классов была ее свекровь.
– Слепых у нас не было, были слабовидящие ребята с различными диагнозами со всей Витебской области, – рассказывает Наталья Ивановна. – Условия были идеальными: отдельные спальные и учебные корпуса, обеспечение – по высшему разряду. А потом работать воспитателем сюда пришел мой муж. К этому времени я уже вела уроки как в интернате, так и в средней школе.

Из века минувшего
Очередной вираж судьбы Наталью Ивановну ожидал в Псковскую область, в город Невель, где открылась новая воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних юношей.
– Мой муж надел погоны и ушел в систему исправительных учреждений, начав там службу, – пояснила Наталья Иванова. – Через дорогу от колонии были построены два новых пятиэтажных дома, в одном из которых нашей семье, к тому времени уже с двумя детьми – Ольгой и Егором, дали четырехкомнатную квартиру с удобствами. Сама школа располагалась на территории спецучреждения, где отбывали свой срок за различные преступления порядка 300 воспитанников.
Наталье Ивановне было тогда 34 года. Думала, если не сможет работать, то уйдет в городскую школу. Первое время ей казалось, что она никогда не научится различать заключенных подростков. Все были на одно лицо: стриженые, в одинаковой форме с именными бирками.
Школа работала по типу вечерней в две смены. Пока одни воспитанники трудились на производстве, другие учились, потом менялись. Наталья Ивановна отметила, что ребята любили ходить на занятия, ведь за порядком в колонии следили мужчины в погонах, и только на уроках эти дети чувствовали женскую доброту.
Вопрос о дисциплине вообще не стоял, он изначально был предусмотрен. В случае чего педагог писал рапорт, и воспитанника наказывали. За семь лет работы Наталья Ивановна не составила ни одного рапорта, хотя поделилась, что в свое время очень завидовала учителям авторитарного типа, но сама такой никогда не была. Конечно, редко кто из воспитанников был начитанным. Однако Наталья Ивановна так интересно преподносила предмет, что многие не могли оставаться равнодушными.
Были и те, кто впервые для себя открыл чудесный мир литературы. А когда Наталья Ивановна вслух читала «Войну и мир», «Преступление и наказание», слушали, затаив дыхание. Ее ученики говорили: «Вы для нас человек из того времени, века минувшего».
– Педагогам было положено знакомиться с личными делами воспитанников, которые хранились в спецчасти, – рассказала она. – Чего только этим детям в жизни не пришлось пережить! Они отбывали сроки за кражу, разбой, участие в организованной преступной группировке. Был у меня в классе даже убийца. Сереже дали максимальный срок – 10 лет. Когда ему исполнилось 18, его перевели во взрослое учреждение. Парень – красавец, очень умный и себе на уме. Близко никого к себе не подпускал. Он действительно был человеком непредсказуемым.
Были юноши, которые настолько доверяли ей, что, когда к ним на свидание приезжали родные, просили Наталью Ивановну подойти и познакомиться с ними, рассказать о них. Спустя годы эти ребята, выйдя из колонии, даже письма присылали своей бывшей учительнице, некоторые вкладывали свои свадебные фотографии. Их Наталья Ивановна хранит до сих пор в отдельной папке.

Учитель от бога
В 1993 году Наталья Ивановна вместе с детьми вернулась в Тбилисскую. Супруг еще какое-то время оставался в Невеле. Впоследствии они расстались. С работой было сложно. Должностью завуча откликнулась первая школа, а потом и ее родная вторая, в которой учителем русского языка и литературы она трудилась до самой пенсии. В 2015 году педагог была уже на заслуженном отдыхе, но проработала еще несколько лет, замещая коллегу. Есть у нее и официальная награда – звание «Почетный работник общего образования». Гордостью Натальи Новиковой являются ее ученицы Юлия Парадиева, Юлия Разживина, Любовь Пономаренко, Алина Разумова, Анастасия Цыц, Анна Праздничная, большинство из которых ушли в профессию филолога.
Дочь Ольга пошла по маминым стопам: психолог, учитель русского языка, учитель начальных классов, с 1998 года работает в СОШ №2. Сын Егор – инженер-программист. Со своей семьей живет во Владимирской области. Продолжателем четвертого поколения педагогической династии стал внук Ростислав. Он уже окончил первый курс филфака Армавирского педуниверситета.
«Это учитель от Бога», – так говорят о Наталье Новиковой коллеги и ребята, которым она преподавала русский язык и литературу. И сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, она интересуется школьными делами, помогает внукам и следит за судьбами своих учеников.

К учителю – с любовью
Фрагмент из статьи ученицы Юлии Разживиной в районной газете «Прикубанские огни» от 1 июня 2002 года:
«Все можно выдержать: любые испытания, неудачи, трудности, если есть твердая уверенность, что ты делаешь то, что тебе предназначено судьбой, и идешь именно своей дорогой.
Наталья Ивановна – проводник красоты в детские души, и нам, ее ученикам, очень повезло, что она по-настоящему любит свою работу, в каждый урок вкладывает частицу сердца, и благодаря этому мы видим красоту, учимся доброте и любви.
Есть у Альберта Лиханова выражение «пахари доброты». Я думаю, это сказано о Наталье Ивановне. Терпеливо и упорно, день за днем вы сеете в наши души семена доброты, понимания, любви, надеясь, что однажды они дадут всходы. Вы не требуете признания и славы, не рассчитываете на известность. Но ведь давно установлено, что профессия учителя наравне с профессией врача – самая важная и благородная».