
Она уже давно на заслуженном отдыхе, а до этого много лет подряд заведовала инфекционным отделением нашей районной больницы.
Главная ее человеческая черта – любовь к людям. И таким, какие они есть. Понятно, что во время болезни многие из нас бывают раздражительны и даже немного капризны. Галина Березина и в таких случаях была всегда терпелива, внимательна к больному и не хранила обиду, понимая из богатого опыта, что доктор должен быть выше этого. Она всегда лечила не только назначениями, но и своей заботой и добротой.
Мы с супругой познакомились с Галиной Никифоровной, когда наш девятилетний сын заболел опаснейшим инфекционным заболеванием – дифтерией. Это был второй случай в крае. Первый оказался трагичным. Смертность при этом заболевании была высокой.
Именно Галина Никифоровна своевременно поставила правильный диагноз и вызвала из Краснодара санитарную авиацию.
Болезнь нашего сына проходила крайне сложно. Дифтерия обострилась желудочным кровотечением. А Галина Никифоровна делала все возможное и невозможное для спасения ребенка. Она часами находилась рядом с ним, хотя болезнь эта крайне заразна и для взрослых. И в результате длительного лечения сын пошел на поправку и выздоровел. В этом была огромная заслуга врача по призванию Галины Никифоровны Березиной.
Где бы я ни встречал ее потом, всегда говорил за это спасибо. Однажды, проходя по улице Кубанской, я увидел ее наводящей порядок у своего дома. Мы разговорились, и Галина Никифоровна рассказала мне трогательную, душевную историю.
Нежданный подарок
Два небольших саженца она нашла ранней весной лежащими около калитки. Кто их сюда положил и зачем, было неизвестно. «Вдруг кто забыл в спешке и вернется за ними?» – подумала она и оставила лежать на том же самом месте, но корни на всякий случай обернула мокрой тряпкой, чтобы не пересохли. В тот день никто за потерей не пришел. Тогда она слегка прикопала корни в землю – жалко деревца, живые все-таки. И снова никто не забрал. Что делать? Пришлось высадить их под окнами своего дома, невдалеке друг от друга – благо место для этого нашлось.
Липы-двойняшки
Уже через неделю из ядреных почек появились первые нежно-зеленые листочки. Стало ясно, что это саженцы липы. Была жаркая и сухая весна, и Галина Никифоровна с теплой радостью поливала питомцев через день, с удовольствием рыхлила землю у корней, подкармливала малышей чем могла. За лето «близняшки» подросли почти на целый метр, а осенью она укрыла землю у стволов опавшими листьями грецкого ореха: будет им теплее, да и какой вредитель уживется в такой йодистой «шубе».
На следующую весну липки-двойняшки дружно зазеленели, они быстро росли и крепли. Она ухаживала за ними, как за детьми. У каждого деревца были свои особенности, свой характер и даже свои болезни. На одном среди теплого лета начали ни с того ни с сего засыхать листья. Казалось, деревце погибает. Что только ни предпринимала Галина Никифоровна, чтобы спасти его: золой подкармливала, ржавый гвоздь в землю закапывала, удобрения различные в воду добавляла. Всего даже и не перескажешь. И выжило деревце, выжило!
И радуют, и лечат
Прошло всего несколько лет – и саженцы превратились в молодые стройные липы. А еще через время ее подопечные одновременно зацвели. Красота и нежнейший, дурманящий аромат! Она не могла на них налюбоваться, словно на повзрослевших вдруг и похорошевших дочерей, открывая в них, как в дорогих для себя людях, с каждым днем, месяцем и годом все новые достоинства. Липы, которые подарил ей случай, а может благодарные, но скромные бывшие пациенты, стали ее отдушиной. В минуты грустных тревог и сомнений, усталости или когда просто заноет душа, она подходит к своим деревцам, прикладывает то к одному, то к другому ладони – и боль отступает, словно уходит в землю. Иногда ей даже кажется, что в ладонях в это время ощущается приятное легкое покалывание.
И на душе теплее
– В прошлую весну липы так дружно и обильно зацвели и дарили такой дурманящий аромат, что пьянеть можно было без вина, – рассказывает Галина Никифоровна. – Я срезала бережно цветы, чтобы сохранить их как ароматное и витаминное лекарство, раздаривала всем своим хорошим знакомым и друзьям. И было такое ощущение, что липы всегда рядом со мной, помогают мне и поддерживают меня в трудную минуту. Осенью очень долго сохраняли липы листву. И под ними, и рядом с ними было теплое спокойствие, светлее даже думалось о грустном. Иногда я разговариваю с ними как с близкими мне людьми. И как все-таки хорошо, что есть у меня два дорогих, понимающих меня существа, которые я сама приручила и вырастила и которые стали членами моей семьи. Спасибо тому, кто нечаянно или, может, даже специально сделал мне этот щедрый душевный подарок. Пусть и ему хоть немного легче живется на свете.
Выслушав эту историю, я, кажется, еще больше начал понимать великую жизнеутверждающую радость – делать людям подарки, дарить добро, душевную щедрость. Теплее и светлее от этого становится на душе.
Геннадий Кирсанов