Поколение наших земляков, прошедшее войну, особо чувствительно к чужой боли, принимает ее порой сильнее, чем свою собственную. Они нетерпимы к любой несправедливости, потому что видели столько жестокости и людских страданий, потеряли столько близких и дорогих им людей – такое не забывается.
С моей героиней – Татьяной Георгиевной Гудуновой, в девичестве Сотниковой – я познакомился в 1998 году, когда ее большая и дружная семья в полном составе вернулась из Казахстана в станицу Тбилисскую, где прошли ее детские годы.
Сразу замечу, что более добрых и трудолюбивых людей, чем семья Гудуновых, я не встречал за все свои долгие годы жизни.
Больше шести десятков лет прожила Татьяна вдали от Кубани, но в глубине души всегда мечтала сюда вернуться, хотя воспоминания о той поре самые горькие.
Когда началась война, ей было всего пять лет. В семье было трое детей. Во время оккупации станицы несколько фрицев поселилось в их хате, расположенной на улице Почтовой.
– Помню такой момент, – рассказывает Татьяна Георгиевна, – немцы хлеб с маслом и медом ели, а мы со старшей сестрой Машей голодные смотрели на это с печи и слюнки глотали. А однажды немец уронил на себя горящую керосинку – так чуть нас не убил за это. Помню, как рядом с нашей хатой упала бомба. Выбило все окна, а меня взрывной волной отбросило на большое расстояние. Было очень больно, но я выжила.
Хранит она в памяти и то, как в сарае под слоем соломы и кукурузянки их семья, рискуя жизнью, прятала изможденного русского солдата, которому удалось вырваться из плена. Когда он окреп, ночью ему помогли переправиться к своим.
В 1942 году при тяжелых родах умерла мама моей героини.
– После смерти мамы нас приютила папина сестра, – поясняет Татьяна Георгиевна. – Мы бабой Настей ее называли. Всегда вспоминаю ее с теплотой.
«Пришла беда – отворяй ворота», – говорят в народе. Через год принесли извещение – без вести пропал отец.
– Мы до сих пор даже не знаем, где он похоронен, с болью в голосе говорит Татьяна Георгиевна. – Знаем только, что тяжелые бои велись в районе Котельникова. А какой он был человек! Как лучшего коневода района его даже поощряли поездкой на ВДНХ. Сегодня его фамилия – в списке пропавших без вести на мемориале у Вечного огня в станице Тбилисской.
Еще до окончания школы, как круглую сироту, мою героиню направили учиться в Лабинское училище связи.
– Это были лучшие мои годы. Мы находились на полном государственном обес-печении – никаких тебе забот. За эти четыре года я завершила школьное образование и профессию освоила. Я так старалась: с отличием окончила обучение. Мне лучшие места по распределению для работы предлагали, даже в Сочи. Но я отказалась. Ведь как раз в это время прозвучал призыв: «Комсомольцы, на целину!». Все мы почувствовали прилив гордости и энтузиазма, – рассказывает Татьяна Георгиевна. – И поступить иначе я просто не могла.
Так в 18 лет началась ее взрослая трудовая жизнь в городе Акмолинске, переименованном позднее в Целиноград. Здесь, работая на телеграфе, она и встретила будущего мужа Вячеслава.
– Интересно мы познакомились, – с улыбкой вспоминает она. – Он только отслужил срочную службу в ГДР, зашел по делам на телеграф, разговорились, оказалось, что у нас есть общие знакомые. Потом начали встречаться, поженились, родилось двое детей. Было очень трудно: ночные смены, мест в садике не было. Пришлось перейти туда работать. Меня взяли воспитателем, оформили детей. Стало легче: и дети рядом, под постоянным присмотром.
Постепенно приходил достаток. Получили хорошую квартиру, приобрели машину и даже дачу. Но наступили разрушительные 90-е годы.
– Все рухнуло, – с горечью в голосе вспоминает Татьяна Георгиевна. – Пришлось продавать все таким трудом нажитое и срочно уезжать. Выбор был один: только в родную станицу. Здесь купили дом. Проблем с получением гражданства не было. А вот жилье пришлось доводить до ума.
По судьбе этой стойкой женщины прошла не только война с оккупацией фашистами, но и коронавирусная инфекция, которую она перенесла при большом поражении легких в свои 84 года.
От коронавируса умер любимый старший сын Георгий, очень добрый и неутомимый труженик, который мог профессионально выполнить любую работу, как, впрочем, и его отец – Вячеслав Иванович. Уже давно находясь на пенсии, он помогал всем соседям и знакомым то сваркой, то велосипед отремонтировать, то машину починить. Ведь он профессиональный шофер с большим опытом и стажем.
Этого замечательного человека также не стало несколько лет назад после тяжелой болезни.
Самая большая радость для моей героини – когда на лето приезжают внуки и правнуки. И двор, как говорят соседи, превращается в веселый и шумный детский сад.
– У меня, – не без гордости рассказывает Татьяна Георгиевна, – четверо внуков и восемь правнуков. Именно сегодня старшей правнучке Машеньке исполнилось 16 лет, а младшей Катеньке – только два месяца. Вон там, на стене, их фотографии. Посмотрите сами, я плохо хожу.
Я увидел с любовью оформленный стенд с фотографиями внуков и правнуков.
– А этого тигренка внук Ярик сам смастерил и мне подарил, – поясняет она. – А вот его рисунки, они со мной всегда рядом. Он такой умница, на руках у меня вырос. Сейчас живут они все далеко в Подмосковье, но на лето сюда приезжают. Это моя главная радость и моя гордость!
Так что в свои 85 лет, которые она отпразднует завтра, Татьяна Георгиевна услышит много добрых слов поздравлений от детей, внуков и правнуков. И, как всегда, попросит того, кто будет рядом, сходить к почтовому ящику и посмотреть, не принесли ли ее любимую местную газету.
Оказывается, все эти годы Татьяна Георгиевна выписывает «Прикубанские огни» и всегда внимательно прочитывает все номера, все материалы, вплоть до малюсеньких заметок. Несомненно, она одна из самых верных читателей районной газеты, которая, по ее словам, становится все интереснее.
Геннадий Кирсанов