Алексей Капорин называл легендарного командира Ковпака дядей Сидором

Долгую и счастливую жизнь Алексей Яковлевич и Раиса Ивановна Капорины считают наградой за тяжелые годы военного детства

В биографии детей войны много общего, но военное детство нашему герою помимо пережитых трудностей, запомнилось личным знакомством с легендарным партизанским командиром


С героем моего очерка я познакомился еще в далекой юности, когда мы вместе играли в духовом оркестре сахарного завода. Я тогда учился в восьмом классе, а Алексей был уже взрослым мужчиной, в оркестре он играл на трубе.


Соседи
Затем случилось так, что мы оказались соседями, гуляли вместе по вечерам, беседовали. Я обратил внимание на его легкую и спокойную манеру общения. Никогда бы не подумал, что у этого простого рабочего такая непростая судьба.
Когда у меня возникла идея написать о детях войны, я, наряду с прочими кандидатурами, по возрасту «вычислил» Алексея.
Договорившись предварительно по телефону о визите, приехал на знакомую улицу Тополиную. Встретили меня Алексей и его жена Раиса.
Мы зашли в 3-комнатную квартиру на первом этаже 4-квартирного коттеджа – точь-в-точь такую, какая была у меня. Чувство сожаления, что уехал из поселка, на время ко мне вернулось. В квартире идеальная чистота и уют.
Супруги ладнушко уселись на диване, а я – в кресло напротив. Рассказал о цели своего визита, и началась увлекательная беседа.
То, что я услышал, меня крайне удивило. Столько лет жил по соседству с Алексеем, гуляли по вечерам, а всего этого не знал.


Малая Родина
Алексей Яковлевич Капорин родился 4 апреля 1936 года в селе Шалыгино Сумской области на Украине. В семье было трое детей, Леша – младший. Когда он появился на свет, отцу было 70 лет.
Отец, Яков Трофимович, работавший кучером на сахарном заводе, был участником Первой мировой войны, с фронта вернулся в 1915 году в возрасте 50 лет. Воевал он вместе с Ковпаком, ставшим во время Великой Отечественной легендарным командиром партизанского соединения. Ковпак бывал у них в гостях. Этот факт в дальнейшем сыграл важную роль в судьбе Алексея.
Мама, Христина Архиповна, – домохозяйка, воспитывала троих детей, умерла в 1943 году во время оккупации, что значительно осложнило жизнь семьи.
Когда началась война, Алеше было уже пять с половиной лет, и он многое помнит сам и по рассказам взрослых. Как только наши войска отступили, пришел отряд полицейских карателей в черной форме, которые с безумной жестокостью проводили «зачистку» населения. Расстреливали активистов, вешали евреев.

Цифра

360 человек мирного населения похоронено в братской могиле на окраине села Шалыгино. Они были убиты за время оккупации.

Для устрашения людей сгоняли смотреть на казнь евреев. Отец и Леша на это зрелище не пошли. В доме как память хранилась австрийская сабля, которую отец привез с Первой мировой. Полицаи при обыске ее забрали.
Они гоняли население в поле на уборку зерновых, воду на поле не завозили, люди мучились от жажды.
Потом пришли немцы. Они ходили по дворам и вымогали у людей молоко и яйца: «Матка, млеко, яйка дай!», «Русский борщ давай!». Причем борщ сначала заставляли хозяев пробовать – боялись отравиться.
После немцев пришли австрийцы, они панически боялись Ковпака. Пугали детей: «Киндер, бай-бай, придет Ковпак, пук-пук!».
А в 1943 году в село пришли румынские войска. Румыны вели себя по отношению к населению очень жестоко, грабили все, что видели. С женщин срывали украшения. Как воины они были трусливы, могли только издеваться над мирным населением. А когда на опушке близлежащего леса появился дозор партизан, они в панике попрыгали в телеги и с воплями: «Ковпак, Ковпак!» – бросились наутек. Однако партизаны их настигли через 12 километров у села Веселого и уничтожили. Одного погибшего партизана похоронили на территории местной школы.


Гроза оккупантов
Оккупанты панически боялись Ковпака. В 1943 году в один из рейдов, которые совершало его партизанское соединение, отряд с боем вошел в село Шалыгино и сжег сахарный завод, работавший на немцев. Здесь однополчане Ковпак и Капорин встретились. На эту встречу отец взял с собой и сына Алешу, где тот впервые увидел дядю Сидора.
Вторая встреча Алеши с Ковпаком состоялась в голодном 1947 году. Случилось большое горе – умер отец. Алеша в 11 лет остался круглым сиротой. Сидор Артемьевич, будучи заместителем председателя Президиума Верховного Совета Украинской ССР, приезжал на похороны боевого друга, поговорил с директором школы о шефстве над Алешей, что помогло ему не умереть от голода.
Последняя его встреча с Алешей состоялась в 1949 году. По селу пронесся слух, что возле столовой стоят три автомобиля ГАЗ. Мальчишки побежали посмотреть на машины. Оказалось, что это большое киевское начальство проездом остановилось пообедать. Из столовой вышли несколько солидных мужчин, в одном из которых – одетом в коричневое кожаное пальто и знаменитую папаху – Леша узнал Ковпака. Мальчик удивленно вскрикнул: «Дядя Сидор!», и тот его узнал. Обнял сироту, расспросил об учебе и распорядился дать детям сладостей. Конфеты в бумажных обертках насыпали за пазуху, вернулись в школу и по-братски разделили угощение среди одноклассников.


Освобождение
В октябре 1943 года Красная армия освободила село Шалыгино от немецких захватчиков, население радостно встречало освободителей. Женщины угощали красноармейцев молоком, яйцами, курятиной. Они, в свою очередь, давали детям американские консервы.
Настала мирная жизнь, пора детям возобновить обучение, но школу немцы разбомбили, учиться было негде. Алеша пошел в первый класс только в 1947 году, когда ему уже было 11 лет. В классе он был старшим по возрасту. Школа размещалась в приспособленном сарае, где обучались три класса. Как сирота Алеша получал социальное пособие в размере 5 рублей, на которые можно было купить, например, рубашку и брюки.


Донбасс
После окончания первого класса старшая сестра забрала брата жить к себе в Донбасс. Но ее семейная жизнь не задалась, она развелась с мужем. Ее с детьми попросили из дома. С трудом сняли они квартиру – с условием, что Алеша будет ухаживать за 4-летним сыном хозяина. Школу он вынужден был оставить.
Так долго продолжаться не могло, решили, что Алеше необходимо вернуться домой, где его ждал старший брат. Но денег на дорогу не было. Выручила хозяйка квартиры: она где-то раздобыла карманные часы и отдала Алеше. На рынке 12-летний мальчик продал эти часы и на вырученные деньги купил билет домой.


Возвращение
Вернувшись домой, Алеша продолжил ходить в школу, а с 13 лет устроился работать в колхоз. Таким образом он окончил четыре класса.
В колхозе пас лошадей, подвозил воду в деревянной бочке на сенокос и выполнял другие посильные для подростка работы. Запомнилось, что на сенокосе на обед варили вкусный кулеш, а во время обеда играл духовой оркестр, повышая трудовой энтузиазм колхозников. Трудился народ от зари до зари, скучать и унывать было некогда. Тяжелое было время.

Сохраненный оркестр
А у оркестра тоже своя военная судьба. Иван, старший брат Алеши, еще до войны руководивший оркестром, перед приходом немцев закопал духовые инструменты в лесу, чтобы они не достались врагу. Два года инструменты пролежали в земле, но, заботливо смазанные машинным маслом, сохранились. Приход Красной армии село встречало музыкой, ни один праздник не обходился без духового оркестра.
Леша под руководством брата научился играть на трубе. С 15 лет перешел работать на сахарный завод, так как колхозникам не выдавали паспортов, обрекая тем самым их на безвыездное проживание в селе. Сначала трудился жестянщиком, а потом монтажником-трубопроводчиком.
Алексею хотелось посмотреть мир, и он вместе с товарищами в 1954 году завербовался, как тогда говорили, в город Запорожье, где работал плотником на строительстве жилья.


Военная служба
В 1955 году пришла пора идти в армию. Служил в первой Московской дивизии НКВД имени Дзержинского. Окончил полковую школу сержантов, стал командиром отделения. Служба состояла в патрулировании улиц Москвы и Красной площади.
Во время одного из ночных патрулирований Красной площади он стал свидетелем исторического события, обратив внимание на то, что надпись на Мавзолее Ленина и Сталина закрыта строительными лесами, а утром увидел, что имя Сталина исчезло.
По долгу службы рота сержанта Капорина несла охрану летного поля аэродрома Внуково во время прибытия иностранных делегаций. Там он воочию видел английскую правительственную делегацию и даже премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, который прошел мимо шеренги охраны в нескольких шагах.

Кое-что о Чапаеве
В те времена в армии большое внимание уделялось политической подготовке личного состава, каждую неделю проводились политзанятия. На одном из них перед личным составом полка выступила участница гражданской войны Мария Попова, воевавшая в дивизии Чапаева и ставшая впоследствии прототипом Анки-пулеметчицы в известном фильме «Чапаев». Популярность фильма, как и самого легендарного комдива, зашкаливала, полк слушал Попову, затаив дыхание. Она рассказала, как бойцы любили своего командира за то, что в бою он всегда был впереди «на белом коне».
Популярен Василий Иванович был и в народе: как-то его дивизия освободила от белых одно село. На площади собрался народ посмотреть на Чапая, который в это время находился в штабе. На вопрос: «Кто Чапаев?» – один из командиров в шутку сказал, что он. В ответ народ поднял его на руки, а его телегу разобрали по частям «на память». Чапаев, узнав об этом, вспылил, но когда успокоился, сказал: «Все-таки народ любит Чапаева!».


Секретная и опасная служба
Затем армейская судьба занесла командира взвода Капорина в Красноярск-26 (город Железноводск в Красноярском крае), где находились военно-промышленные объекты с особым режимом. Служба состояла в сопровождении железнодорожного транспорта, перевозившего секретную продукцию горно-химического комбината, производившего оружейный плутоний. Очень ответственная, опасная и секретная служба, но взвод, которым командовал Алексей, прошел ее без происшествий.
Отличнику боевой и политической подготовки Алексею Капорину предлагали остаться сверхсрочно, но его тянуло домой, и он в 1958 году демобилизовался.


На Кубань, на стройку!
Возвратился он в Шалыгино и устроился на сахарный завод кочегаром на паровоз. Однажды в газете прочитал, что на Кубани строится сахарный завод. Недолго думая, написал письмо в дирекцию и по приглашению приехал в станицу Тбилисскую.
Работал слесарем по обслуживанию артезианских скважин, затем бригадиром монтажников-трубопроводчиков. Благодаря природной смекалке все специальности освоил без учебы в училище.
Комсомольцу Капорину предлагали стать секретарем комитета комсомола и вступить в КПСС, но он отказался.
Жил с товарищами в общежитии, увлекался спортом, был капитаном заводской команды по стрельбе.
Как-то на вечеринке увидел симпатичную местную девушку Раю, потом встретил ее в цехе упаковки продукции, где она работала, и понял, что влюбился. Стали встречаться и в 1961 году справили веселую комсомольскую свадьбу. Молодоженов поздравили директор завода, председатель профсоюзного комитета, секретарь комитета комсомола. Уважали тогда работодатели рабочий класс.


Жизнь продолжается
Супруги Капорины, с детства привыкшие к сельскому труду, всю жизнь вели домашнее хозяйство (нутрии, куры, утки, пчелы), что помогло им вырастить и выучить детей. Пчел и курочек они держат и сейчас, продолжая помогать городским дочерям и внукам.
Алексей Яковлевич летом пропадает на пасеке, куда он ездит на своей «Ниве», а Раиса Ивановна дома растит курочек. Вечерами встречаются, пьют чай, вспоминая комсомольскую молодость.

Виктор Семяков

Молодоженов Капориных поздравили секретарь комитета комсомола Алексей Артамасов, директор завода Николай Павлович Горленко, председатель профкома Владимир Стефурак

Предыдущая статьяТвой первый бизнес: иди и делай!
Следующая статьяДля кубанских школьников разработали специализированное меню
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.