Елена Николаевна Жураковская для своих внуков и правнуков пример стойкости и жизнелюбия

Елена Николаевна и Анатолий Андреевич Жураковские прожили в любви и согласии 53 года, вырастили дочь Светлану и сына Сергея

Елена Николаевна Жураковская родилась в хуторе Шевченко в 1935 году в большой семье Николая Анисимовича и Пелагеи Алексеевны Чумаченко, где было шестеро детей: три мальчика и три девочки.
Трудились супруги в колхозе, жили в любви и согласии, растили детей. 22 августа 1941 года Николая Анисимовича призвали на фронт.

Участник Великой Отечественной войны Николай Анисимович Чумаченко родился 10 августа 1902 года в кубанской станице Новониколаевской


– Как тяжело они расставались, когда объявили о войне, – вспоминает дочь Елена. – Сидели под грушей печальные и целовались, а я, шестилетняя, скакала вокруг, не понимая, что пришла беда. Отец ушел на фронт, а потом пришла похоронка. В архивной ведомости погибших по Тбилисскому району есть отметка: «Со слов товарища, Н. А. Чумаченко погиб 5 сентября 1941 года при обороне Одессы».
Из других документов стало известно, что Николай Чумаченко 5 сентября 1941 года попал в плен и содержался в румынском концлагере Александрия №10. В лагерных документах имеется пометка, что воевал он в 161-м стрелковом полку, умер в концлагере 20 ноября 1942 года и был захоронен в отдельной могиле на общем кладбище, а позже перезахоронен в братскую могилу №В001 румынского села Букшанешти, уезда Арджеш.
– Когда фашисты наступали, увидела я однажды, что в небе низко летит немецкий самолет, – вспоминает Елена Николаевна, – Летчик строчил из пулемета, а я, не понимая опасности, стояла и кричала: «Самолет, самолет!». Мама подскочила, схватила меня в охапку и убежала от беды подальше.
Тяжело было Пелагее Алексеевне с шестью детьми, трудилась она не покладая рук, чтобы прокормить и сберечь их. Но после войны ждали новые испытания. В 1947 году начался сильный голод, да еще одеться и обуться было не во что, до самых морозов ходили босиком, поэтому школу не посещали. Она обратилась в райсобес, чтобы троих младших девчат оформили в детский дом, который находился в селе Ванновском.
– Но взяли только меня и сестру Таисию, младшую оставили с мамой, – продолжает свой рассказ Елена Николаевна. – Детский дом назывался Ленинградским, потому что в нем находились дети, вывезенные из осажденного города. Я очень обрадовалась, что попала туда. Помню, как впервые на завтрак попробовала вкусный омлет, дома такого никогда не ела. Сильно нас не баловали, но от голода и холода спасали. Там я пошла в первый класс, а уже через полтора года меня с сестрой мама забрала домой, и мы продолжили учиться в школе хутора Шевченко, где я окончила семь классов. Летом мы помогали маме, которая работала в колхозной огородной бригаде.
Когда мне исполнилось 16 лет, случилось страшное горе: умерла мама. Я стала главной в семье. Старшие братья Николай и Степан служили в армии, а сестрам Тае и Рае было всего 12 и 10 лет, поэтому мне пришлось заботиться о них в то трудное время. Очень нелегко было выживать. Выращивали овощи и тростник, из которого варили так называемый мед. Я вставала рано утром и до школы успевала сварить фасоль или лепешки испечь, когда бывала мука, – вспоминает Елена Николаевна.
По потере отца сиротам выплачивали пособие – 72 рубля в месяц, а баночка кукурузы стоила 100 рублей. Бедно жили все, ведь очень многие семьи лишились на войне своих отцов и мужей. Люди старались помогать друг другу. Вот и сестер Лену и Таю Чумаченко, как сирот, в 1953 году отправили учиться в школу ФЗО подмосковного города Ногинска, а затем в поселок Глухово, на бывшую текстильную фабрику Морозова. Там Лена стала работать ткачихой, а Тая – прядильщицей. Это позволило им зарабатывать неплохие по тем временам деньги. Тае было всего 13 лет, когда она встала за станок, у нее был сокращенный рабочий день – 6 часов, а Елена работала полную смену. Трудилась девушка хорошо, перевыполняла норму, и ее фотография была на Доске почета. Как молодой передовик производства попала на съезд в Москву.
Но не судьба была Елене Николаевне навсегда оставить родные места. В 1957 году она приехала домой в отпуск и на танцах познакомилась с будущим мужем Анатолием Андреевичем Жураковским – это была любовь с первого взгляда. Уже через несколько дней он сделал ей предложение. Свадьбу молодым устроил старший брат Степан, он же и забрал к себе на воспитание младшенькую сестренку. Началась счастливая жизнь новой семьи Жураковских: появились дети, купили дом в селе Ванновском.

Елена и Анатолий Жураковские поженились в 1957 году и всю жизнь прожили в хуторе Шевченко


– С мужем прожили в любви и согласии 53 года, – вспоминает Елена Николаевна. – Он сначала работал сапожником, а потом
17 лет преподавал в спецшколе сапожное дело – хорошим мастером был, ученики его очень любили, потому как мог найти подход к каждому. Я работала нянечкой в детском саду, который был рядом с домом.
Большая беда, случившаяся в семье, стала испытанием на всю жизнь: сын Сергей в раннем детстве получил травму головы, и с тех пор он инвалид первой группы. Нелегко было Елене Николаевне совмещать работу и уход за больным ребенком, но она справилась: материнская любовь имеет огромную силу. Муж умер 11 лет назад, а в прошлом году Елену Жураковскую постигло новое горе: она потеряла дочь Свету. Но женщина нашла в себе силы справиться с бедой, ведь она так нужна сыну-инвалиду.
Есть в жизни моей героини большое утешение, радость и надежда – это две ее внучки, Женя и Валя, да три правнучки, Диана, Варвара и Ксюша, которыми она очень гордится.
В октябре прошлого года Елене Николаевне Жураковской исполнилось 85 лет. Но она сама справляется со всеми делами: дома, во дворе и в огороде – идеальный порядок.
– Люблю, чтобы вокруг было красиво, – рассказывает она. – Выращиваю в огороде разные овощи и, конечно, цветы, которые радуют душу.
Общительный, добродушный человек, Елена Николаевна не одинока. Часто приезжают к бабушке любимые внучки. Соседи с огромным теплом и уважением отзываются о тете Лене как о светлом, добром и сильном человеке, который для всех является примером стойкости и жизнелюбия.
Анна Жаворонкова
Фото из семейного архива

Предыдущая статьяКоварная коса едва не стала причиной гибели семилетнего мальчика в далеком 1953 году
Следующая статьяВ Тбилисском районе продолжается усиленное формирование коллективного иммунитета от ковида
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.