Иван Пантелеевич Василега до Великой Победы не дожил всего месяц

Иван Пантелеевич Василега – младший лейтенант, командир взвода 1040-го стрелкового полка 295-й стрелковой дивизии 5 ударной армии 3-го Украинского фронта

В прошлом году наш земляк Александр Василега, капитан первого ранга, выпустил книгу под названием «Русский крест».
В ней он рассказывает о жителях района, отдавших жизни за свободу и независимость Родины

Название книги выбрано неспроста. Русский крест символизирует особую миссию, особую роль русского народа. Русский народ всегда нес и будет нести свой крест в деле защиты добра и справедливости, свободы и независимости своей Отчизны. Эта тяжелая ноша ложилась на плечи простого человека. Сегодня мы публикуем отрывок из книги «Русский крест», в котором автор рассказывает об Иване Пантелеевиче Василеге.


Иван Пантелеевич Василега родился в 1925 году в станице Ловлинской в обычной крестьянской семье. Он был первым ребенком. Его родители – Пантелей Иванович и Анна Алексеевна – простые сельские труженики: разводили лошадей, коров, овец, свиней, домашнюю птицу, имели надел земли в несколько десятин. Поэтому всем членам семьи приходилось много работать.
Мужчины трудились в поле, а женщины – в доме и по хозяйству. Семья нужды не испытывала, пока в конце 20-х годов прошлого столетия на Кубани не началась коллективизация.
В 1928 году родился еще один сын, его назвали Михаилом, в 1930 году – третий сын, Алексей, а 1932 – четвертый, Федот. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет мальчиков приучали ходить за плугом, сторожить в степи лошадей, рогатый скот. Так рос и Ваня.
Семья тяжело пережила суровые испытания в начале 30-х. От голода и болезней умер Федот, а затем от непосильного труда и голода скончался дед Иван Яковлевич.
В 1934 году Ваня поступил в ловлинскую начальную школу №34, а перед войной окончил 7 классов. Учился он хорошо и легко, мечтал стать учителем. К сожалению, его мечте не суждено было сбыться – началась война. К июню 1941 года Ивану еще не исполнилось 16 лет, и на службу его не взяли.
После ухода отца на фронт Иван остался старшим мужчиной в семье. На его плечи легли все заботы о хозяйстве. Работал в колхозе конюхом, ездовым, прицепщиком на тракторе, пас лошадей, пахал, сеял, убирал урожай. Незадолго до фашистской оккупации станицы, летом 1942 года, тяжело заболела и скоропостижно умерла мама – Анна Алексеевна. Иван остался для своих младших братьев и сестер и за отца, и за мать.
Среди товарищей он пользовался уважением, с ним охотно дружили сверстники и старшие ребята. Он был рассудительным, никогда не совершал необдуманных поступков, младших не обижал, а старшие товарищи прислушивались к его мнению.
В августе 1942 года пришли немцы. Жители станицы сразу же почувствовали хамское отношение к себе со стороны фашистов, которые вели себя нагло, никого не стесняясь. Без спроса брали все, что им понравилось. Разграбили колхозную пасеку, а из отловленной во дворах станичников домашней птицы готовили себе обед. Во время немецко-фашистской оккупации Иван вместе со взрослыми работал в поле, на ферме, выполняя разные поручения.
После освобождения Ловлинской от фашистов, в начале февраля 1943 года, в возрасте 17 лет Ивана призвали на военную службу. Вместе с ним ушли на фронт и его друзья детства Михаил Каширин и Дмитрий Ткаченко.
Боевой путь Иван Василега начал в составе учебного подразделения 295-й стрелковой дивизии 37-й Армии Северо-Кавказского фронта в районе станицы Славянской Краснодарского края. С февраля по май 1943 года он проходил службу в учебном батальоне «Тиховский» 295-й стрелковой дивизии. Вместе с ним в одном подразделении были и его друзья – Михаил и Дмитрий. Это обстоятельство несколько облегчало их службу. Несмотря на то, что ребята не были избалованы судьбой и привыкли к тяжелому физическому труду, все же армейские нагрузки для молодых людей оказались достаточно серьезными.
Обучение новобранцев проходило в реальной боевой обстановке. Об этом можно судить по записям в журнале учета боевых действий 295-й стрелковой дивизии. Учебный батальон занимался боевой и политической подготовкой непосредственно на позициях 884-го стрелкового полка 295-й стрелковой дивизии в районе поселка Тиховского, недалеко от станицы Славянской. Курсанты учебного батальона несли боевую службу наравне с бойцами других подразделений: рыли окопы и укрытия для орудий, охраняли боевые порядки батальона, подносили снаряды, помогали раненым, выполняли хозяйственные работы. Дополнительно к этим обязанностям они изучали военную технику и вооружение, уставы и наставления, занимались строевой и физической подготовкой.
Обучение новобранцев длилось около трех месяцев. В начале мая был произведен выпуск курсантов для укомплектования подразделений дивизии. В этой группе были Иван Василега и его друзья.
После окончания учебного подразделения всем им присвоили воинские звания младших сержантов и назначили на должности наводчиков миномета, на вооружении которых состояли 82-миллиметровые минометы.
Дальнейшая служба Ивана Пантелеевича проходила в составе 1040-го стрелкового полка 295-й стрелковой дивизии 5-й ударной армии. Вместе со своими друзьями в этой воинской части он прошел боевой путь от Славянска-на-Кубани до Кюстрина в Германии. Бойцы 295-й стрелковой дивизии освобождали многие населенные пункты на Украине: Очаков, Херсон, Николаев, Одессу, принимали участие в Ясско-Кишиневской операции, Висло-Одерской наступательной операции, штурме Берлина.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками при освобождении Украины, сержант Василега был награжден медалью «За боевые заслуги». В бою за населенный пункт Богоявленское Николаевской области он под огнем противника смело и метко выводил свой миномет для стрельбы по огневым точкам противника, уничтожил 2 ручных пулемета и
6 гитлеровцев, чем помог нашим стрелковым подразделениям продвинуться вперед.

Минометчики 1040-го стрелкового полка 295-й стрелковой дивизии освобождали украинские населенные пункты с ожесточенными боями


В боях за освобождение Одессы Иван Пантелеевич также проявил храбрость и высокое профессиональное мастерство, за что был награжден медалью «За отвагу». В наградных документах от 30 апреля 1944 года №015-Н записано:

«Наводчика миномета 2-й минометной роты сержанта Василега И. П. наградить медалью «За отвагу» за то, что в бою за г. Одессу, когда противник огнем своих пулеметов заставил залечь наши подразделения, тов. Василега выдвинул свой миномет на открытую позицию и метким огнем подавил огонь вражеского пулемета, уничтожив при этом четырех гитлеровцев, что дало возможность нашим подразделениям выполнить поставленную боевую задачу».

Благодаря смелым действиям Ивана Пантелеевича были спасены десятки наших бойцов.
В январе 1945 года сержанта Василегу направили на курсы по подготовке младших офицеров. В середине марта, после их окончания, ему было присвоено первое офицерское звание – младший лейтенант. Он вернулся в свой полк, но теперь уже на должность командира стрелкового взвода.
В дальнейшем Иван Пантелеевич вместе со своей воинской частью участвовал в ожесточенных боях в Висло-Одерской наступательной операции. Чем ближе наши войска приближались к логову фашистской Германии – Берлину, тем ожесточеннее было сопротивление фашистов. Особенно кровавые бои шли при форсировании реки Одер в районе города Кюстрина, на так называемом Кюстринском плацдарме.
В феврале 1945 года 5-я ударная армия вела упорные бои за удержание и расширение плацдарма на западном берегу реки Одер северо-западнее города Кюстрина. К началу марта армия удерживала плацдарм до 28 километров по фронту и до 2-4 километров в глубину. Город Кюстрин до 12 марта полностью находился в руках противника. Кроме того, западнее Кюстрина немцам удалось удержать коридор шириной 3-8 км, который разъединял плацдармы 5-й ударной и 8-й гвардейской армий. 12 марта перед 5-й ударной армией под командованием генерал-лейтенанта Берзарина была поставлена задача: для расширения плацдарма на западном берегу реки Одер в глубину и соединения его с плацдармом 8-й гвардейской армии провести частную операцию. Командующий 5-й ударной армией решил осуществить прорыв обороны противника силами 32-го стрелкового корпуса, в состав которого входила 295-я стрелковая дивизия. К моменту получения задачи дивизия имела 5385 человек личного состава, три стрелковых полка: 1038, 1040 и 1042, каждый – трехбатальонного состава. Стрелковые роты насчитывали в среднем по 60 человек. Личный состав дивизии имел богатый боевой опыт. Командир дивизии намечал стремительным ударом пехоты и танков прорвать оборону противника во всей полосе дивизии. Задача была поставлена сложная.
Предчувствуя сложность операции, 15 марта 1945 года Иван Пантелеевич написал письмо родным с фронта, как впоследствии оказалось, последнее. В письмо была вложена его единственная фотография с фронта, уже в офицерских погонах. О себе писал мало, переживал за своих родных, за то, что у них трудности с продуктами питания, и как бы извинялся, что не может им помочь.
Ровно через две недели после того, как получил офицерские погоны, он погиб, не дожив до Великой Победы всего месяц. О стойкости и героизме бойцов его взвода говорится в наградном листе младшего лейтенанта Василеги орденом Отечественной войны 2 степени:

«Тов. Василега в
боях при отражении атак противника
27 марта 1945 года западнее города Кюстрина проявил мужество, отвагу и умение правильно организовать неприступную оборону. Немцы превосходящими в несколько раз силами пехоты при поддержке большого количества танков и мощного артиллерийского огня в течение целого дня 8 раз предпринимали атаку, и каждый раз не имели успеха. На участке обороны, которую занимал взвод товарища Василеги, осталось до 30 немецких трупов».

Младшего лейтенанта Василегу похоронили на кладбище у немецкой церкви в селе Альтшаумбург, в районе города Кюстрина. После окончания войны эти земли отошли к Польше. Церковь и немецкое кладбище поляки разрушили до основания, а куда перезахоронили наших воинов – неизвестно. Десять долгих лет потребовалось, чтобы отыскать последнее место захоронения останков погибшего героя. Лишь только с помощью польского Красного Креста удалось установить, что прах младшего лейтенанта Ивана Пантелеевича Василеги после перезахоронения покоится в могиле №СW-1-47 на советском воинском кладбище в городе Хойна Западнопоморского воеводства Польши.
Вечная память герою, погибшему за свободу и независимость нашей Родины, за нашу свободу!

Александр Василега

Предыдущая статьяВ районном Совете ветеранов обсудили вопросы вакцинации от коронавирусной инфекции
Следующая статьяВ этом году исполняется 36 лет, как Ирина Пташкина работает в хирургическом отделении Тбилисской ЦРБ
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.