Испокон веков среди населения земного шара находились люди, которые воспринимали окружающий мир не так, как другие их собратья по роду человеческому.
Если одни в суете мирской пробегали мимо природных красот, не замечая их, считая лишним отвлекаться на второстепенное в стремлении добычи хлеба насущного, то другие не только восхищались прекрасным, но и стремились отобразить его в своих не всегда совершенных творениях.
Сделать копию с созданного самим Творцом оригинала для многих было мечтой неосуществимой, но, внеся в этот образец свою душу, индивидуальный почерк, можно было создать шедевр, способный на годы и века пережить своего создателя. С того момента, когда была изобретена фотография, процесс имитации понравившихся сюжетов значительно упростился, но и тут оказался не лишним творческий почерк, внесение своего «Я» казалось бы в то, что уже не имеет смысла чем-либо дополнять.
И появились мастера фотоискусства с громкими именами, заявившие о себе своими замечательными, «штучными» творениями. А параллельно вызрели целые фотодинастии, внутри которых секреты творческих успехов передавались и на техническом, и на генетическом уровне, такие, например, как знаменитый Карл Булла с сыновьями и «продолженный» сыновними усилиями Прокудин-Горский.
Очень приятно, что подобные семейные группы есть и в рядах завершающего уже четвертый десяток лет своего плодотворного существования народного фото-
клуба «Колос» при Тбилисском культурно-досуговом центре. В последний день марта здесь была открыта фотовыставка из серии «Фотодинастии», представившая в экспозиции 115 работ, созданных известной творческими достижениями семьей Жаворонковых.
Анна и Александр Жаворонковы и их все увереннее идущий по фотографической стезе племянник Иван отобразили в своих снимках целый букет фотожанров – от портретов и пейзажей до стрит-фото и рекламной фотографии. Интересно, что люди, вышедшие из одного семейного гнезда, оказались с ощутимо разным, не похожим друг на друга творческим почерком.
В снимках Александра сквозит поэзия уличного быта интересной по самобытности страны, каковой является Аргентина. Внеся в эти сюжеты свой свежий «славянский» взгляд, он создал серию работ под названием «Листая улицы страницы», которая стала известна во всем мире и обошла страницы многих зарубежных журналов.
Более современно и созвучно своему поколению выглядят работы Ивана Жаворонкова. Их лучшие, отмеченные творческим поиском образцы нашли свое место в некоторых московских рекламных агентствах.
Но настоящим лидером и вдохновителем этой династии является Анна Жаворонкова, уже успевшая заявить о себе и как поэтесса, и как журналистка, и просто как яркий, разносторонний человек. Это и проявляется в ее лучших художественных фотоснимках, многие из которых нельзя назвать никак иначе, как фотоозарениями. Умение показать в снимках душу своих земляков, особенности их и рутинной, и праздничной жизни, окружающую нас кубанскую природу принесли ее фотографиям немало призов на фотоконкурсах самого разного уровня.
Великолепными фотомоделями оказались мама и внучка Анны Геннадьевны, которых можно смело назвать соучастниками ее успехов. Но родоначальником династии, заронившим в сердца детей и внуков интерес к искусству светописи, заслуженно являлся патриарх семьи Геннадий Васильевич Жаворонков. Это в его темной и такой загадочной «доцифровой» фотолаборатории они заразились волшебством закрепления на фотобумаге того, что видит, но не может передать простой человеческий зрачок. Но именно глаз автора фото и его субъективное видение того, что находится вокруг, помогает бездушной, казалось бы, фотоаппаратуре в соавторстве с человеком являть миру и простые бытовые карточки, и признанные всеми шедевры.
Мы, коллеги и друзья дружной и одаренной фотодинастии Жаворонковых, рады, что рядом с нами есть такие интересные, нестандартные люди. В этом мы и признались лидеру династии Анне Геннадьевне на состоявшемся открытии фотовыставки. Закончатся эпидемические ограничения, и мы вернемся к более торжественной и многолюдной, открытой форме подобных мероприятий. А пока можно приходить и наслаждаться фотоискусством в Тбилисский КДЦ, в стенах которого до конца года, кроме вышеназванной, увидят свет еще две «династические» выставки. Глобальные катаклизмы приходят и уходят, а тяга к прекрасному будет всегда. Красота спасет мир!
Михаил Казаченко