Шанс на будущее для особенных детей

На территории множество зданий – это учебные и спальные корпуса, столовая, администрация, мастерские / фото Ариадны Глек

В этом учебном году за парты ванновской специальной школы-интернат сели 87 учеников.

На протяжении 56 лет ванновская специальная коррекционная школа-интернат является вторым домом для своих особенных учеников, где создается уникальное и безопасное пространство, в котором каждый ребенок обретает возможность развиваться и социализироваться.
Назад, в прошлое
В 1943 году в селе Ванновском открыли детский дом смешанного типа, созданный для детей и педагогов, эвакуированных из детского дома №76 блокадного Ленинграда. В годы оккупации Кубани здание служило тюрьмой. После освобождения от немецко-фашистских захватчиков здесь разместили администрацию и контору.
Впоследствии это место стало надежным убежищем для детей, оставшихся без родных. После войны сюда начали принимать ребят, потерявших своих родителей. Со временем сформировались две группы: малышей и школьников.
На территории образовательного учреждения находились плодовый сад, учебно-опытный участок и подсобное хозяйство.
Приказом краевого отдела народного образования в 1968 году на базе детского дома была открыта школа для детей с особенностями развития.
Контингент учащихся формировался тем же отделом народного образования. В школе обучались дети из всех уголков Краснодарского края.
На тот момент функционировало всего пять классов:
обучение начиналось с четвертого и завершалось восьмым. В каждом классе было около 20 учеников.
Здание интерната капитально отремонтировали, затем пристроили новый учебный корпус, открыли мастерские для практических занятий. Педагоги осваивали методы и приемы коррекционного
обучения, накапливая ценный опыт на практике.
Во время обучения воспитанники активно развивали подсобное хозяйство, что обеспечивало их мясом и молоком. Ребята ухаживали за 20 гектарами земли, на которых выращивали декоративные культуры. Школа реализовывала семена растений, а полученные средства расходовались на организацию экскурсий для учеников в Краснодар, Новороссийск и Москву.
Для каждой групповой комнаты приобретали новую мебель, телевизоры и музыкальные проигрыватели. В течение восьми лет при школе функционировала группа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 1974 году состоялся первый выпуск: документы об образовании получили 16 человек. Среди них были 5 швей второго и третьего разрядов, 4 мастера по ремонту обуви и 7 рабочих садово-овощеводческой бригады.

Современная школа-интернат
Большинство зданий учебного заведения являются историческими памятниками, поэтому их тщательно ремонтируют и реставрируют. Только за последнее время на всех строениях заменили кровлю, а также обновили дверные и оконные блоки в старшем корпусе и столовой.
С 2002 года благодаря краевой программе «Дети-инвалиды» в школе заменили пищевое технологическое оборудование и оснащение прачечной.
В 2008 году отремонтировали пути эвакуации спального корпуса, умывальные комнаты, банно-прачечный комплекс и кабинет социально-бытового ориентирования.
В 2009-2010 годах приобрели новую мебель для обеденного зала и установили современное освещение на территории школьного двора.
В целях профессиональной подготовки и трудовой реабилитации учащихся обновили оборудование в слесарной и столярной мастерских, а для кабинета швейного дела приобрели новое.


Для оказания своевременной медицинской помощи воспитанникам в школе действует изолятор. А в медицинском кабинете установлено новое оборудование. За победы в краевых спартакиадах учебное заведение получило спортивные тренажеры.
На протяжении 19 лет директором школы-интерната является Ольга Цмакова. Под ее руководством трудится коллектив из 56 человек. В том числе 14 учителей, 11 воспитателей, социальный педагог, психолог, учитель-логопед, педагог-дефектолог, библиотекарь.
На сегодняшний день в школе обучаются 87 учеников: 14 детей получают знания в домашних условиях, а 73 ежедневно посещают занятия в самом учреждении.
Дети учатся в специальной коррекционной школе с первого по девятый классы. Наполняемость одного класса в среднем 12 учеников.


Среди учащихся есть те, кто с понедельника по пятницу живет в учебном заведении, а в выходные возвращается домой. Для таких учеников организовано полноценное пятиразовое питание: два завтрака, обед, полдник и сонник. Ребят, которые проживают дома и приходят в школу на уроки, кормят два раза – утром и в обед.
Мальчишки и девчонки активно участвуют во внеурочной деятельности, которая открывает возможность для реализации их талантов. Воспитанники с радостью погружаются в работу клубов по интересам, где каждый находит себе занятие по душе.
На сегодняшний день особой популярностью пользуются клуб «Подросток и закон» по правовому воспитанию и отряд волонтеров «По зову сердца». Особое внимание уделяется воспитанникам начальной школы: они осваивают правила дорожного движения и знакомятся с дорожными знаками в клубе «Юный инспектор». В творческом клубе «Веселый клубочек» дети учатся вязать, в спортивном клубе «Олимп» уделяется внимание их физическому развитию и здоровому образу жизни. Также работает театральный кружок «Мозаика».
Ежедневно педагоги и воспитатели проводят с учениками классные часы и беседы под названием «Разговор о важном», обсуждая темы, касающиеся безопасности, адаптации в обществе и патриотизма.
Воспитанники коррекционной школы принимают участие в творческом конкурсе для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» и регулярно занимают призовые места.
Еще ученики с удовольствием посещают кружки Северокубанского культурно-досугового центра и ездят на экскурсии.
В расписании ежедневно предусмотрен общественно полезный труд. В это время дети совместно с педагогами убирают территорию школьного двора и ухаживают за цветочными клумбами. За каждым классом закреплена собственная клумба. Часто организуется конкурс на самую чистую грядку. Также в школе постоянно проходят субботники.

Родители не остаются в стороне
Педагоги коррекционной школы уделяют особое внимание работе с родителям своих воспитанников, приглашая их на регулярные собрания, увлекательные мастер-классы и встречи с психологом. Эти мероприятия проходят под девизом: «Мы разные, но мы вместе!».
– У нас много талантливых семей. Мамы и папы на совместных занятиях с детьми создают удивительные картины, делают поделки, общаются друг с другом, – рассказала ответственная за воспитательную работу Светлана Куленко, – ведь наша задача – поддержка родителей. Важно объяснить им, что они не одиноки в непростой ситуации.
Каждый год в преддверии Дня инвалида воспитанники готовят концертную программу, на которую с радостью приглашают своих родителей.
Учителя и воспитатели постоянно на связи с семьями учеников, чтобы в нужный момент дать совет или оказать помощь. Во время каникул педагоги регулярно посещают ребят, проверяя условия их проживания.

КСТАТИ
Все члены коллектива коррекционной школы – активные, талантливые и творческие специалисты. Каждый праздник они организуют так, что впечатлений и эмоций после него остается масса. Школьный двор часто украшают сказочными персонажами и фигурами, на стенах спальных корпусов красуются звезды и деревья. Эту красоту создает своими руками помощник воспитателя Валентина Байдикова.

Как поступить в первый класс?
Детей с ограниченными возможностями здоровья принимают для получения образования по адаптированной образовательной программе для учеников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лишь с согласия их родителей или законных представителей. А также на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Кандидаты, достигнувшие 18-летнего возраста, могут быть приняты на обучение только по собственному согласию. Эта система обеспечивает уважение к правам и потребностям каждого учащегося, создавая условия для индивидуального развития и всестороннего обучения.

СЛОВО– ПЕДАГОГАМ


Светлана Вишнякова:

– Я работаю воспитателем в коррекционной школе с сентября 2012 года.
У меня два образования – учитель начальных классов и социальный педагог.
Сейчас я воспитатель 8 класса.
С утра бужу ребят, провожу для них зарядку. После чего дети под моим контролем умываются, надевают школьную форму, собирают рюкзаки и идут на уроки.
После уроков мы встречаемся, делаем домашние задания, работаем на участке, беседуем, играем, ходим в столовую.
Несмотря на трудности, с которыми приходится сталкиваться – ведь с особенными детками не всегда просто наладить контакт, я люблю свою работу, мне нравится заниматься с детьми. Наверное, я бы не смогла работать в другой сфере.

Владимир Гниденко:
– Здесь я работаю воспитателем всего две недели. До этого трудился в техникуме и в общеобразовательной школе.
Я организую участие детей в спортивных мероприятиях, сопровождаю их на выездах. Работа мне нравится. Плюсы моей профессии – это любовь детей и радость в их глазах. Ради этого хочется двигаться вперед!
Мы с детьми иногда организуем внутренние соревнования. Например, по настольному теннису.
Я верю в силы и возможности каждого ученика. Все они имеют свои таланты, способности, которые важно заметить и помочь их развить. И мы всячески этому способствуем.

ЗВЕЗДЫ ШКОЛЫ
Анастасия Дашкова, жительница хутора Северин:

– Я учусь в коррекционной школе со второго класса, мне здесь очень нравится. Сейчас я уже в девятом, скоро у меня выпускной. Мой любимый предмет – физкультура. Я занимаюсь спортом в клубе «Олимп» и участвую в волонтерском отряде. Люблю рисовать и шить. Планирую продолжить обучение в Армавире: хочу стать швеей и создавать красивые наряды.

Олег Каландия, житель поселка Октябрьского:
– Я учусь в девятом классе, живу в школе-интернате. В свободное время занимаюсь спортом, общаюсь с друзьями. Учусь отлично, а мой любимый школьный предмет – математика. После школы хочу поступить в техникум в селе Ванновском и освоить профессию сварщика.

Ксения Ивченко

Предыдущая статьяКраевой патриотический автопробег «Непокоренный Кавказ» завершился в Краснодаре
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.