Сегодня Православная Церковь отмечает великий праздник – День Крещения Руси

Настоятель храма святого Андрея Первозванного Ярослав Зотов рассказал, без чего человек не может принять крещение / фото Инны Сикорской

Со времен великого Крещения Руси прошло более 10 веков. Сегодня крещение для каждого человека – осознанный выбор и ответственность крещаемого или его родителей, включая крестных (если крестился младенец), которые должны воспитать маленького человека достойным христианином.
В преддверии священной даты вместе с настоятелем храма святого Андрея Первозванного станицы Тбилисской иереем Ярославом Зотовым говорим о самом важном: о том, что значит быть крещеным человеком, какую роль крещение играет в нашей жизни и спасении души, а также о том, можно ли быть с Богом без принятия святого крещения.

Что значит быть крещеным человеком?
– Быть христианином, быть крещеным человеком – что это значит?
– Крещение – это таинство, в котором человек рождается ради жизни со Христом и во Христе. В крещении человек разделяет со Христом его смерть и его Воскресение, об этом пишет святой апостол Павел в своем послании к римлянам (глава 6). Этот отрывок читается во время крещения: «…Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни…».

ИСТОРИЯ
На момент принятия христианства, до 988 года, на Руси было распространено язычество, породившее розни между русскими княжествами. Именно единой правой верой, которую явил народу великий князь Владимир, он принес мир на русскую землю. По своему указу крестив Русь, святой князь подарил возможность спасения тысячам поколений.

Можно быть с Богом, не крестившись?
– Батюшка, а можно ли быть с Богом и считать себя православным человеком, не крестившись?
– Приняв крещение, мы умерли с Господом (для греха и греховной жизни), для того, чтобы вместе с ним воскреснуть в жизнь вечную. И поэтому называть себя православным человеком и при этом не креститься, это как-то странно, как минимум.
Для чего принимать таинство крещения? Для того, чтобы быть со Христом. А быть со Христом и есть смысл православной веры. Быть членом Церкви – это тоже очень важный момент. Сам Христос учредил Свою Святую Церковь, основал, как угодно назовите. Поэтому Церковь – это такой богочеловеческий организм, живой, в котором есть Дух Святой и полнота благодати. Как писал апостол Павел: «Вместе вы Тело, а порознь – члены». Церковь есть как бы единое тело, единый живой организм. И православие – это образ жизни. Это не просто какая-то красивая философская выкладка, учение. Если ты этого образа жизни придерживаешься, если ты крещен и стараешься жить согласно своей вере и признаешь Христа своим Спасителем и Господом, значит, ты спасаешься. Ты на пути спасения. Ты в полноте Бога. И наоборот…
Я так скажу: быть с Богом, конечно, возможно человеку некрещеному, но во всей полноте – нет. Ведь Церковь дает тебе возможность общаться с Богом через таинства, через мистические какие-то, совершенно непостижимые вещи, как принятие Святых Даров, когда мы со Христом соединяемся не только в молитве, но и даже на таком каком-то молекулярном, телесном уровне. Это великого Благочестия таинство! Бог явился во плоти: явился во Сыне, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелом. Выше этого нет ничего.
Есть еще очень важный момент: если ты крещен, но пока не являешься членом Церкви, прихожанином, то пока ты, к сожалению, вне спасения.
Я часто объясняю суть крещения на одном примере, он мне очень нравится, потому что простой и понятный: с крещением тебе дали билет в удивительное путешествие, воспользуешься ты им или нет – это твоя воля, это твоя свобода, свобода выбора. Ты можешь этот билет на полочку положить и не воспользоваться им никогда. Все от тебя зависит. Но у крещеного человека, по крайней мере, такой билет есть, а у некрещеного его нет и возможности отправиться в такое путешествие тоже.
Быть с Богом через таинство крещения – это уже совсем другой уровень. Опять же, крещение – это заповедь, которую Христос дал своим ученикам и апостолам при своем Вознесении. Евангелие от Матфея
(28 глава): «Идите и научите все народы, крестя их Во имя Отца и Сына, и Святого Духа».
Крещение – это вступление в Церковь. Но само по себе оно не гарантирует тебе спасения. Нужно еще в Церкви жить, трудиться, взращивать в себе духовные плоды и сохранить их на протяжении всей своей жизни. Данную тебе благодать не растерять, не забыть о ней и о том, что особый билетик у тебя есть, воспользоваться им. Вот это, пожалуй, самое важное для нас.

Крещение невозможно без покаяния
– Мы умираем для греха, чтобы жить во Христе… А можно ли сказать, что добровольное крещение в сознательном возрасте – это своего рода покаяние?
– Покаяние – одно из условий принятия крещения. Первые слова, которые произнес святой Иоанн Креститель, пришедший проповедовать об Иисусе Христе, были следующими: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное!».
Само слово покаяние с греческого языка переводится как перемена ума. Это не просто просьба о прощении, как мы привыкли считать. Не отчет о совершенных грехах, мол, да, Господи, я вот согрешил. Господь это и так знает! С покаянием человек полностью меняет свою жизнь, образ мыслей. Это как поворот на 180 градусов: был один человек, стал другой. Признать себя в чем-то виноватым, пусть для нас это и бывает сложно, – это только полдела.
А вторая часть, самая важная составляющая покаяния – это перемена ума, когда ты стараешься измениться. Чтобы принять крещение, принять эту жизнь, полноту бытия во Христе, нужно захотеть всей душой своей его полюбить.Господь наш Иисус Христос сказал: «Верующий в Меня заповеди Мои соблюдет». С того момента, когда ты принимаешь Крещение, ты должен уже не отступать от веры и от заповедей Божиих, от того нравственного компонента, который есть в проповеди Спасителя. Поэтому во время таинства крещения человек принимает обет соблюдать заповеди Христовы.
В первой части крещения, так называемом чине оглашения, человек поворачивается лицом к западной стороне (если это младенец, его поворачивают крестные). В данном случае запад – это сторона дьявола. Священник спрашивает: «Отрекаешься от сатаны?», имея в виду от всех дел его, от всех ангелов его, от служения ему, от поклонения ему. То есть от всего зла, которое есть в этом мире. И крестящийся человек либо его крестные родители, если это малыш, приносят данный обет Богу, дают обещание: «Отрекаюсь от всех злых дел». Затем священник просит, чтобы этот человек повернулся к алтарю на восток и спрашивает его: «А сочетоваешися Христу?», то есть соединяешься ли со Христом? Это второй и самый важный обет человека, который принимает таинство крещения. Он говорит: «Да, сочетоваюсь». По древнему обычаю священник задает этот вопрос шесть раз.
Именно в отречении от греха и даже от своей воли, дабы следовать лишь воле Божией и с достоинством нести свой крест, заключается ответственность человека, который желает принять крещение. Если человек еще не готов поменять свою жизнь и полюбить Господа всем сердцем, значит, креститься ему пока рано. Когда мы приходим к любому таинству церковному с холодным сердцем, то, как говорят святые отцы, священник видимые действия совершает, но Дух Святой не сходит. И мы здесь совершаем только обрядовую часть, форму. Поэтому гораздо важнее эту форму наполнить содержанием…

Алина Шухарт

Предыдущая статьяВ отделе ЗАГС Тбилисского района поздравили золотых юбиляров
Следующая статьяДома Евгения ждут бабушка и невеста
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.