Мастерство не тускнеет с годами

Алексей Панков приехал с дочерью Дарьей

В Тбилисском культурно­-досуговом центре состоялось открытие краевой фотовыставки «Прощание».

Мастера доцифровой эпохи

В 21 веке бурное развитие получили новые цифровые технологии построения фотографического изображения.

Рубеж двух веков стал и рубежом стремительного отступления прежних, изобретенных еще в середине 19 века принципов фотографии. Впрочем, внешний вид фотокамер и схема конструкции изменились не столь значительно, а вот такие понятия, как фотографические проявляющие и закрепляющие растворы, фотопленки и фотопластинки, фотоувеличители и темные лаборатории, стали отмирать и забываться, и лишь считанные единицы ортодоксов от фотографии продолжают заниматься этим архаичным, дорогим и хлопотным делом – аналоговой бромосеребряной фотографией. Но живы у нас еще на Кубани люди, фотомастера старой закалки, чьи руки помнят о том, как они создавали фотошедевры при свете красного фонаря, извлекали из окончательной промывки пинцетом свои работы, на изготовление которых уходило немало времени. Именно такие люди, мастера художественной фотографии 70-80-х годов, собрались 30 марта на открытии фотовыставки.

Предыстория

А предыстория этой выставки такова. В конце прошлого года историком кубанского фотоискусства Борисом Николаевичем Устиновым при поддержке ставропольских издателей и полиграфистов был выпущен фотоальбом с одноименным названием «Прощание». Трудился он над ним около трех лет, собирая оригиналы и копии снимков тех «предцифровых» лет, и это было занятие отнюдь нелегкое. Ведь некоторых из коллег-фотолюбителей уже не было в живых, не все личные архивы сохранились, кто-то из товарищей поменял место жительства, а кого и просто не вдохновила идея создания данного альбома. Но настойчивый и дотошный Устинов умудрился добыть максимум возможного и вечерами после основной работы сверстал макет этого сразу же ставшего раритетом издания. Тираж получился маленьким — всего 30 экземпляров, заказанных авторами вошедших в альбом снимков, а один экземпляр, как и полагается, был передан в краевой архив для  потомков.

Снимок на память на фоне выставки «Прощание»

Возвращение несостоявшегося «Прощания»

«Но почему все-таки «Прощание»?» — спросите вы и будете не оригинальны в своем вопросе. В течение двух с половиной десятилетий в краевом центре работало приютившее под своей крышей энтузиастов-фотолюбителей объединение — народная фотостудия «Кубань», собравшая самых талантливых представителей фотоискусства Краснодара. Коллективными участниками студии стали в 80-х годах народные фотоклубы «Колос» из Тбилисской и «Лагонаки» из Майкопа. Без участия фотолюбителей из этих коллективов не проходила ни одна краевая фотовыставка, а наиболее опытные краснодарцы из «Кубани» стали даже инициаторами Всесоюзного межклубного конкурса-выставки «Земля и люди», проходившего раз в два года с 1980 по 1992 годы. Многие из тех фотолюбителей потом стали профессионалами и репортерами высокого уровня, пополнили даже штаты таких московских изданий, как «Комсомольская правда» и журнал «Смена» издательского дома «Коммерсант».

Но пришли другие времена, и в 1994 году закрылась лишившаяся помещения и финансирования краевая народная фотостудия «Кубань», и ее завсегдатаи ушли без права прощания, без права провести хотя бы заключительную, «прощальную» фотовыставку. Автор этих строк, получив причитавшуюся ему и коллегам из «Колоса», творившим в 80-х, — Сергею Зайцу, Василию Загорулько и Владимиру Цимерлингу, экземпляры фотоальбома, подал краснодарским друзьям идею: а почему бы сейчас, четверть века спустя, не провести эту самую несостоявшуюся прощальную выставку? Борис Устинов посетовал на множество трудностей: фоторамки, выставочные площади,  дороговизна печати и другие организационные проблемы. Тогда-то и возникло предложение организовать это на базе тбилисского «Колоса», ведь у нас есть и выставочная галерея в Тбилисском КДЦ, и принтер для распечатки работ, и главное – желание напомнить современной фотографической молодежи, что до них жили и творили, а некоторые занимаются этим и сейчас, талантливые, увлеченные фотоискусством люди, а в «миру» инженеры, монтажники-высотники, нефтяники, чиновники, архивисты, слесари и библиотекари, ну и, конечно же, фотографы и репортеры. От идеи до ее воплощения на этот раз прошло всего 3 месяца…

Воплощение идеи

Борис Устинов (честь ему и хвала!) постепенно переслал в Тбилисскую все собранное им и переведенное в цифровой формат. Выручил фотобумагой и комплектом новых рамок директор Тбилисского КДЦ Александр Савченко. А режиссер «Колоса» печатал снимки, изготавливал буклеты и дипломы, загонял работы в рамки, балансируя на хлипкой стремянке, монтировал это потом на стенах фойе досугового центра. Сейчас даже и не верится, что такое стало возможно усилиями лишь двух человек, ведь по факту это работа целой выставочной бригады! А главная трудность заключалась в том, чтобы дата и время открытия выставки устроили многих людей, не было накладок и сюрпризов. Но как часто у нас в последнее время бывает, так и случилось… В последний момент праздничное мероприятие Дня работников культуры перенесли с 28 на 30 марта, что оторвало от участия в открытии выставки многих коллег по культуре, интересующихся фотоискусством, не засветились там и некоторые чиновники…

Фотолегенды в Тбилисской

Впрочем, те, для кого это делалось, прибыли, и среди них легенды кубанской фотографии. Борис Устинов, человек который до альбома «Прощание» в течение 30 лет работал над книгой об истории кубанской фотографии дореволюционного периода – этот труд достоин самых высоких почестей и наград! Приехал отец-основатель конкурса «Земля и люди», человек, снимки которого еще в конце 70-х вошли во всесоюзные учебники по фотоискусству, директор краснодарского рекламного агентства «Пресс-имидж», а в 80-е руководитель фотостудии «Кубань» Павел Константинович Скирда. Сразу после ночного дежурства не поленился примчаться в Тбилисскую вице-президент кубанского фотографического общества, недавно еще заместитель директора краевого выставочного зала, в прошлом мастер спорта по альпинизму и лауреат многих фотоконкурсов и, как его называют в молодежной фотосреде — «дядя Леша», Алексей Дмитриевич Панков. Но главный сюрприз преподнесли ребята из нового кубанского фотоклуба «Краснодарский». Они привезли не кого-нибудь, а ветерана войны, военного летчика, фотомастера, ставшего легендой еще в советское время, участника более 300 (!) зарубежных фотовыставок, победителя, призера, лауреата бессчетного количества конкурсов, человека, который в 1989 году инициировал создание Всесоюзной ассоциации фотолюбителей, переросшей потом в Союз фотохудожников России, крымчанина из Ялты Евгения Ивановича Комарова! Нашли возможность в рабочий день поучаствовать в открытии выставки и местные фотолюбители из «Колоса». Нам было не стыдно принимать гостей, так как наши фотомастера засветились за 35 лет существования клуба на десятках фотофорумов — от краевых до международных, а сам «Колос» является «базовым» фотоклубом в кубанской отрасли «Культура». Об этом говорит и очередной успех тбилисцев на крупнейшем кубанском фотоконкурсе «Золотой объектив», состоявшемся накануне.

Подарок от Евгения Комарова

Открытие состоялось!

И открытие выставки состоялось, к радости преобладающих в рядах присутствовавших фотолюбителей. Хорошим фоном послужила сопровождающая процедуру мастерская игра талантливого аккордеониста Олега Кофанова. Ведущий открытия Александр Бидаш без длиннот, в жанре импровизации поздравил всех с этим событием и объяснил, какого уровня работы будут экспонироваться здесь в ближайшие два месяца. Тепло поздравила когорту собравшихся фотолюбителей начальник отдела культуры районной администрации Наталья Морозова. О событиях, приведших к открытию этой раритетной экспозиции, рассказал автор этих строк. Своими ретро-фотовоспоминаниями и пожеланиями поделились перечисленные выше фотолегенды, которые были впечатлены и растроганы, воочию увидев реализацию того, что какое-то время назад было почти несбыточной мечтой. Здесь же им были вручены фирменные дипломы народного фотоклуба «Колос» с формулировкой «За большой вклад в развитие любительской фотографии на Кубани». Довольно еще бодрый для своих преклонных лет, Евгений Комаров вручил фотолюбителям «Колоса» шикарный, еще пахнущий типографской краской фотоальбом, в который вошли лучшие работы крымских фотолюбителей, среди которых тоже немало представителей «доцифровой эпохи». Ну и, конечно, всем хватило времени познакомиться с выставкой, на которой разместились такие признанные шедевры, как «Плодородие» В. Батуева, «Предупреждение» А. Жданова, «Новая работа Голиафа» А. Панкова, «Рабочее утро» П. Скирды, «Мост в небо»
С. Владимирова, «Вес взят!» В. Крачунова, и многие другие фотоработы доцифровой эры.

Присутствовавшая молодежь, открыв для себя это полузабытое «богатство», убедилась, что черно-белая фотография нисколько не хуже цветной, а по строгости и выразительности идеи намного превосходит ее.

Пленэр на кубанских просторах

Поскольку нечасто встречается в одном месте такое количество увлеченных фотоискусством людей, из КДЦ «фотокараван» выехал на совместный пленэр на берега фотогеничной красавицы Кубани. Все остались довольны этими съемками, по окончании которых был горячий чай на степных травах, который согрел на своем казачьем «форпосте» гостеприимный Валерий Брагин, здесь было обсуждено много фотопроблем и новостей, и, конечно, вспоминали ту самую доцифровую эпоху. Порешили встретиться здесь летом и по очереди разъехались домой. Лишь молодежь из клуба «Краснодарский» осталась покататься на лошадях, а потом помчалась снимать пейзажи на знаменитые Савкины кручи. Вот оно, новое поколение, которое прославит фотографическую Кубань!  А мы надеемся, что фотовыставка «Прощание», куда вошли снимки около сорока лучших фотолюбителей Кубани 70-80-х годов 20 века, найдет все-таки место в выставочных залах Краснодара, и об ее экспонировании в других городах Кубани и Крыма есть уже первые договоренности. Жизнь не стоит на месте, фотоискусство развивается, и способствуем этому мы сами – любители фотографии.

текст: Михаил Казаченко

фото: Михаил Казаченко

Предыдущая статьяСделали район чище
Следующая статьяВерой и правдой служила детям
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.